Репрезентация детского церебрального паралича в русскоязычном сегменте видеохостинга YouTube

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В связи с недостаточной изученностью темы репрезентации детского церебрального паралича в медиапространстве проведѐн контент-анализ выборки видео, репрезентирующей ДЦП за последние пять лет. Исследование базируется на материалах текстов видео, отобранных с видеохостинга русскоязычного YouTube. Основное внимание уделено тематике, еѐ роли в построении концепции отобранных сюжетов, социальной и психологической проблематике данного заболевания, а также образу людей с ДЦП, который транслируется на медиаресурсе. Отмечено преобладание студийной съѐмки выпусков, что позволяет говорить о недостаточности демонстрирования бытовой стороны жизни людей с ДЦП. Помимо этого в видео наблюдается лишь перечисление социальных и психологических проблем, в то время как способы их решения не называются. Подчѐркнута ориентация на истории успеха участников с высоким уровнем социализации. Менее социализированные респонденты встречаются в выборке реже, а герои с интеллектуальными нарушениями, в отдельных случаях сопутствующими ДЦП, не демонстрируются вовсе.

Об авторах

Н. А. Аргылов

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: nik-argylov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3600-3193

кандидат политических наук, руководитель департамента медиа

190121, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16

А. А. Полякова

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: aapolyakova_10@edu.hse.ru
ORCID iD: 0009-0002-6189-3167

цифровой ассистент, факультет гуманитарных наук

109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский бульвар, 11

Список литературы

  1. Чернявская Е.А. Становление российского YouTube и его место в системе ценностей молодѐжи // Мир науки и искусства: cб. ст. по материалам Регион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, учащихся и молодых учѐных. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2022. С. 221-228. https://elibrary.ru/otduuf
  2. Грунт Е.В. Видеохостинг YouTube как средство формирования общественного мнения российской молодежи // Koinon. 2022. Т. 3. № 1. 2022. С. 45-57. https://doi.org/10.15826/koinon.2022.03.1.004, https://elibrary.ru/egdszr
  3. Дадаева Т.М., Сновальникова У.А. Отражение социальных проблем в новых медиа (на примере видеоблога YouTube-канала TrashSmash) // Огарѐв-Online. 2019. № 9 (130). С. 7. https://elibrary.ru/byzmrx
  4. Лемиш В.В., Тупицына Н.С. К вопросу о контент-анализе видеоматериалов YouTube-канала для изучения ресурсов семьи ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья // Развитие человека в современном мире. 2021. № 2. С. 98-107. https://elibrary.ru/zarrsk
  5. Нихаева Я.М. Специфика распространения и структура взаимодействия видеоконтента о подростковой жѐсткости на видеохостинге YouTube // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7 (51). С. 35-39. https://doi.org/10.24158/spp.2018.7.5, https://elibrary.ru/xufdzj
  6. Симанина С.М. Формирование коммуникативной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья средствами видеоблогинга // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Междунар. электрон. науч.-практ. конф. Казань: Казанский гос. ун-т культуры и искусств, 2020. С. 587-592. https://elibrary.ru/ugvcgf
  7. Фомина П.А., Смирнова М.Н. Блогинг как новое пространство для профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ОВЗ // Профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы организаций, результаты, перспективы: материалы Межрег. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Г. Степанов. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2022. С. 106-113. https://elibrary.ru/bqstwa
  8. Вербилович О.Е. «Запрещѐнный приѐм»: инвалидность и публичный скандал в традиционных и интернет-медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1 (143). С. 253-266. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.13, https://elibrary.ru/yqucqo
  9. Коржук С.В. (Не) доступная городская среда: реакции пользователей YouTube на условия передвижения людей с инвалидностью // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6 (166). С. 584-609. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.1956, https://elibrary.ru/haqeny
  10. Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р., Зайцев Д.В., Божок Н.С., Григорьева С.А., Корогодова Н.П., Чернецкая А.А. и др. Социальный урбанизм: темпоральный контекст доступности (на примере российских городов). М.: Вариант, 2020. 378 с. https://elibrary.ru/touogt
  11. Богданович Г.Н. Особенности социализации людей с диагнозом «детский церебральный паралич» // Учитель Алтая. 2020. № 3 (4). С. 77-88. https://elibrary.ru/kbsfyq
  12. Василенко И.В. Ребѐнок-инвалид в семье: динамика отношений и зоны напряжений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 3. С. 83-95. https://doi.org/10.17748/2075-9908-201911-3-83-95, https://elibrary.ru/pytkcm
  13. Абросимова Л.С., Богданова М.А. Нетипичная телесность: трансформации в восприятии тела инвалида // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 95-104. https://doi.org/10.23683/2415-8852-2019-1-95-104, https://elibrary.ru/gthohi
  14. Бабанова Е.М. Особенности профессионально-ориентированной социализации обучающихся с инвалидностью // Наука России: Цели и задачи: cб. науч. тр. по материалам 15 Mеждунар. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 80-83. https://doi.org/10.18411/sr-10-06-2019-49, https://elibrary.ru/aldoxv
  15. Кочеткова Т.Н., Кириченко А.А. Аспекты проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов: сб. материалов Нац. науч.-практ. конф. СПб.: Центр науч.-информ. технологий Астерион, 2022. С. 53-57. https://elibrary.ru/sweubg
  16. Курникова М.В. Здоровье ребѐнка как фактор влияния на социальное самочувствие членов семьи // Социальные контексты здоровья. Н. Новгород: ООО «Науч.-исслед. социол. центр», 2020. С. 187-206. https://elibrary.ru/lnhfjr
  17. Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 83-90. https://elibrary.ru/nxswhb
  18. Андреева Ю.В. Дидактика оптимизма // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 357-365. https://elibrary.ru/ywzowz
  19. Шумкова А.А. Оптимизм в структуре пятифакторной модели черт личности // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015. С. 39-41. https://elibrary.ru/uuzyzp
  20. Богомолова Е.А. Гиперопека: причины возникновения и последствия для ребѐнка // Педагогический форум: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во МЦНС Наука и Просвещение, 2020. С. 21-23. https://elibrary.ru/wjqqoe
  21. Волкова М.А., Петрова С.С. Проблема гиперопеки в семье // Вопросы педагогики. 2020. С. 79-82. https://elibrary.ru/othooi
  22. Щербакова Е.Г., Семѐнова Н.С. Формирование личности ребѐнка в семье // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: сб. материалов 3 Междунар. заочной науч.-практ. конф. / гл. ред. Т.Г. Шатюк. Гомель: Гомел. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2021. С. 174-176. https://elibrary.ru/npogai
  23. Даутова Е.В., Байков И.Е. Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и интернет-аддикции у подростков // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2020. № 1. С. 33-39. https://elibrary.ru/jtnxoh
  24. Смолярчук И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 4 (38). С. 69-72. https://elibrary.ru/jocqtm
  25. Стеглик Е.В. Эмоциональное отвержение ребѐнка родителями как фактор, влияющий на психическое здоровье детей в младшем школьном возрасте // Modern Science. 2021. № 11-3. С. 362-367. https://elibrary.ru/smncyt
  26. Джелилова С.И. Педагогическая и психологическая поддержка со стороны педагога-психолога, родителей и учителей при формировании характера подростков // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: сб. материалов 3 Междунар. науч.-практ. конф. М.: ООО “Парнас”, 2020. С. 338-342. https://elibrary.ru/fvjxnx
  27. Корнеева Т.П., Тарасенко Е.П. Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ // Форум. 2018. № 1 (13). С. 9-15. https://elibrary.ru/qoxtit
  28. Урусова А.М. Проблема поддержки родителями подростков в семье // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 478-481. https://elibrary.ru/noabno
  29. Колобаева О.А., Дормидонтов Р.А. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младших школьников // Вопросы педагогики. 2022. № 11-1. С. 56-60. https://elibrary.ru/ohzryb
  30. Рынзина А.Г. Влияние стилей семейного воспитания на толерантность личности в юношеском возрасте // Заметки учѐного. 2019. № 2 (36). С. 120-125. https://elibrary.ru/ydxdax
  31. Хлестов Е.В. Психологические условия формирования жизнестойкости подростков в процессе семейного воспитания // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 4. С. 93-105. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-4-93-105, https://elibrary.ru/ekngrp
  32. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 90-100. https://doi.org/10.17759/pse.2020250308, https://elibrary.ru/eccmub
  33. Simeon D., Abugel J. Feeling unreal: Depersonalization disorder and the loss of the self. N. Y.: Oxford University Press, 2006. 233 p. URL: https://silo.pub/qdownload/feeling-unreal-depersonalization-disorder-andthe-loss-of-the-self.html
  34. Bleuler E. Dementia praecox, oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig, Wien: Deuticke, 1911. 421 S. URL: https://archive.org/details/b21296157/page/n11/mode/2up
  35. Личко А.Е. Физические особенности. Акселерация и инфантилизм // Подростковая психиатрия. М.: Медицина, 1985. 416 с. URL: https://www.studmed.ru/lichko-ae-podrostkovaya-psihiatriya_d1ead1096cc.html
  36. Thompson, Suzanne C. Illusions of Control: How We Overestimate Our Personal Influence. Current Directions in Psychological Science. 1999. Vol. 8. Issue 6. P. 187-190. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00044
  37. Новицкая А.Л., Курыло О.В. Причины возникновения комплекса неполноценности // Молодѐжный аграрный форум-2018: Т. 3: материалы Междунар. студ. науч. конф. Белгород: Белгород. гос. аграрный ун-т им. В.Я. Горина, 2018. 72 с. https://elibrary.ru/ywikvl
  38. Dos Santos A.N. International classification of functioning, disability and health in children with cerebral palsy // Disability and rehabilitation. 2012. Vol. 34. Issue. 12. P. 1053-1058. https://doi.org/10.3109/ 09638288.2011.631678
  39. Erikson E. Childhood and Society. N. Y.: Norton Publ., 1963. 445 p. Available at: https://archive.org/details/childhoodsociety1963erik_q3n8

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».