Описан практический опыт преподавания в высшей школе с применением инновационных приемов и техник. Отмечая, что в массовой практике высшего образования характерно игнорирование субъективной мотивационной основы обучения, приводят попытки изменить ситуацию в преподавании на основе анализа исследований. Опираясь на опыт В.Я. Ляудис в обозначении изменившегося представления о предмете научного психологического знания и включении в контекст его изучения многообразия и гетерогенности форм рационального познания, рассматривают преподавание не как трансляцию знаний, а как сложную, многогранную, многоаспектную и эффективную основу организации учебной деятельности. Отмечая, что переход к субъект-субъектной парадигме образования предполагает определенные изменения в характере взаимодействия педагога и обучающихся и то, что эти изменения должны в первую очередь затрагивать отношения участников образовательного процесса, применяемые формы и методы обучения, подход к оценке взаимодействия, выделяют в качестве одной из ключевых проблем высшей школы – повышение эффективности взаимодействия преподавателей и студентов. Обобщив сущностные характеристики взаимодействия с точки зрения этих позиций, несколько «углубляют» понятие «взаимодействие обучающего и обучающихся в образовательном процессе». В связи с тем, что в качестве ведущей цели взаимодействия обучающего (педагога) и обучающихся (студентов, магистрантов, докторантов) они рассматривают развитие личностей взаимодействующих сторон, то и понятие «взаимодействие» в данном аспекте рассматривается как многогранное и глубокое явление, состоящее из взаимопознания, взаимоотношения, взаимопонимания, взаимных действий и взаимовлияния. Обращаясь к проблеме взаимодействия, отмечено, что оно не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ решения поставленных задач, а эффективность его определяется, прежде всего, развитием личности взаимодействующих субъектов, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставятся в образовательном процессе. Реализация предлагаемой модели интеграции взаимодействия субъектов образовательного процесса и элементов новых образовательных технологий, по мнению авторов, – это своего рода личностно-ориентированная педагогическая технология, основанная на персонализации (адекватном включении в процесс взаимодействия личностного опыта всех его субъектов). Многие психологические техники и методы являются особо оптимальными для создания взаимопознавательной и «взаимопонимательной» атмосферы учебного занятия. Особой популярностью в опыте авторов пользуется прием ИНСЕРТ и его применение в лекциях. Лекция-инсерт является не только активизирующей мышление студентов формой занятия, но и методом, стимулирующим эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса.