Российская наука о связях с общественностью: этапы становления, специфика, форматы развития
- Авторы: Кривоносов А.Д.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
- Выпуск: Том 10, № 3 (2024)
- Страницы: 654-665
- Раздел: МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА
- URL: https://medbiosci.ru/2587-6953/article/view/295550
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-654-665
- ID: 295550
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Любой социальный институт предполагает научную рефлексию своей деятельности. Цель исследования – проследить историю формирования российского научного знания о паблик рилейшнз (пиарологии) как компонента социального института, охарактеризовать различные подходы к научной рефлексии PR-деятельности; выявить её национальную специфику и определить возможные форсайты.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общенаучные методы дедукции и индукции, синтеза и анализа. Изучена и проанализирована достаточна малочисленная отечественная литература по теории и истории пиарологического знания.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализированы различные точки зрения о науке о связях с общественностью – классифицирующие, проблемные, исторические. Дан анализ развития российской теории связей с общественностью и выявлены основные характеристики этапов становления российского знания о PR, которые в целом соответствуют периодизации самих связей с общественностью в России. В последние пять лет не появляются монографические и диссертационные работы по теории PR, однако значительное количество работ по медиакоммуникациям говорит о вульгаризации научного знания о паблик рилейшнз в связи с отсутствием единого научного взгляда на природу и специфику медиакоммуникаций. Обозначены задачи современного этапа развития научного знания о PR: рефлексия состояния отрасли PR; создание и легитимизация единого профессионального глоссария; регистрация и обобщение регионального опыта в сфере коммуникаций; осмысление опыта европейских паблик рилейшнз.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Среди форсайтных направлений названы такие: характеристика «модельного» механизма научного описания современной PR-деятельности на примере модели коммуникаций Г. Лассуэлла, операционализация в научном континууме концептов «коммуникационный продукт», «коммуникационная технология». Областью применения результатов исследования могут быть вопросы истории коммуникационных дисциплин. В перспективах научных исследований могут быть обозначены проблемы междисциплинарного взаимодействия коммуникационных дисциплин и выдвижение форсайтной тематики научных исследований, отражающих рефлексию практической деятельности в сфере интегрированных коммуникаций.
Об авторах
А. Д. Кривоносов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: krivonosov.a@unecon.ru
ORCID iD: 0000-0003-3713-198X
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью
191023, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32, литер АСписок литературы
- Ачкасова В.А., Быкова Е.В., Гавра Д.П. К истории становления российской школы теоретического анализа связей с общественности. К 300-летию Санкт-Петербургского университета // Российская школа связей с общественностью. 2022. № 25. С. 54-79. https://elibrary.ru/nviuki
- Богоявленский А.Е. Теория паблик рилейшнз в России: пласты бытия // Корпоративные стратегические коммуникации и тренды в профессиональной деятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию со дня рожд. В.Р. Вашкевича. Минск, 2023. С. 24-28. https://elibrary.ru/prnwpl
- Горохов В.М., Гринберг Т.Э., Шилина М.Г. Связи с общественностью в системе коммуникаций / под ред. В.М. Горохова. М.: Ф-т журналистики ФГОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», 2019. 78 с. https://elibrary.ru/yugbsx
- Кривоносов А.Д. Российская наука о связях с общественностью: парадигма развития // Петербургская школа PR: от теории к практике. 2006. Вып. 4. С. 113-124. https://elibrary.ru/tzsjnp
- Кривоносов А.Д. Очерки истории науки и дидактики паблик рилейшнз. Владимир: Изд-во ВИБ, 2011. 164 с. https://elibrary.ru/qonehf
- Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 442 c.
- Герасимова Г.И. Связи с общественностью: институциональный уровень управления. Тюмень: Издво Тюмен. гос. нефтегазовый ун-та, 2015. 254 с. https://elibrary.ru/uzytpv
- Кужелева-Саган И.П. Пиарология: общие контуры новой науки // Классический университет в неклассическое время / сост. Г.И. Петрова; отв. ред. тома М.Н. Баландин. 2008. С. 177-180. https://elibrary.ru/stuqqf
- Эпштейн С. Паблик рилейшнз – система пропаганды американских монополий // Мировая экономика и международные отношения. 1962. № 11. C. 43-53.
- Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации («Паблик рилейшнз» – система пропаганды большого бизнеса США). М.: Изд-во МГУ, 1971. 140 с.
- Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Изд-во Новости, 1990. 239 с.
- Блажнов Е. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: Изд-во ИМА-Пресс, 1994. 157 с.
- Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» – кому это нужно? М.: Экономика, 1993. 220 с.
- Тульчинский Г.Л. Public Relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. академия культуры, 1994. 80 с.
- Яковлев И.П. Связи с общественностью в организациях. СПб.: Петрополис, 1995. 147 с.
- Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998. 349 с.
- Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера по ПР. СПб., 1997. 286 с.
- Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2002. 288 с. https://elibrary.ru/tzzgyf
- Сегела Ж., Лебедева Т. и др. Энциклопедия паблик рилейшнз. Париж: L’Harmattan; Москва: Имиджконтакт, 2009. 291 с.
- Кривоносов А.Д., Киуру К.В. Парадигматика современной системы массовых коммуникаций в модели Г. Лассуэлла // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 1. С. 27-40. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(1).27-40, https://elibrary.ru/vaybmo
- Кривоносов А.Д. К вопросу о систематизации современной терминологии рекламы и паблик рилейшнз // Дискурс. 2023. Т. 9. № 6. С. 173-183. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-173-183, https://elibrary.ru/vqbxed
- Маркина Ю.М., Пестова Я.Н., Понарина С.П. Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. 100 с.
Дополнительные файлы
