Неологизмы и заимствования в медиатекстах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Употребление неологизмов в современных средствах массовой информации отражает активный процесс изменения языка и речи, словарный состав отражает стремление людей к более быстрому общению и ускоряет трансформацию языкового ритма и слов, что требует изучения динамичности языка на материале неологизмов. Цель исследования – определить роль неологизмов и заимствований в медиатекстах в современный период. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили газеты «Аргументы и факты», «Ведомости», «Известия», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Российская газета», журналы «Эксперт», «Forbes»). Использованы методы лингвистического исследования, а именно: сбор, систематизация и обобщение, семантический анализ, контекстуальный анализ, интерпретативный анализ, метод описания лексических инноваций. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Неологизмы непосредственно связаны с современными активными процессами изменения русской языковой картины. Постижение объектов окружающей действительности и освоение номинируемых реальных и виртуальных предметов, процессов, явлений отражается с помощью неологизмов, создающих уникальную для российского медийного пространства картину мира, что находит отражение в устной и письменной речи в эпоху цифровизации (диджитализации). На вопрос, позитивные или негативные тенденции проявляются с вхождением в русский язык новых слов, однозначно ответить затруднительно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлено пять основных теорий, которые определяют дефиницию термина «неологизм», и три причины появления неологизмов и заимствований в современных медиатекстах: мода, иностранное влияние и социальная потребность. Доказано, что процессы глобализации и развитие технологии способствует тому, что язык расширяется за счѐт появления неологизмов. Именно лексический состав русского языка характеризуется такими процессами, как расширение и сужение семантики слова, что находит отражение в процессах неологии.

Об авторах

А. Ю. Зубкова

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Email: mediacomrudn@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-5345-0083

ассистент кафедры массовых коммуникаций

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Е. Ю. Бурдовская

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: burdovskaya-eyu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7785-9479

кандидат культурологии, доцент кафедры массовых коммуникаций

117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Муханова Г.З. Особенности перевода компьютерных неологизмов с английского языка на русский // Научный аспект. 2022. Т. 1. № 2. С. 73-77. https://elibrary.ru/kubdsv
  2. Генералова Е.В. Медиатекст как отражение динамических хронологических изменений в лексике и фразеологии // Медиалингвистика. 2021. Т. 8. № 2. С. 180-192. https://doi.org/10.21638/spbu22.2021.207, https://elibrary.ru/fnhhvk
  3. Емельянова Н.А., Лобищева Е.Ю. Неологизмы в медиа дискурсе и особенности их перевода // Креативная лингвистика: сб. науч. ст. Астрахань: Астрах. гос. ун-т им. В.Н. Татищева, 2022. С. 121-127. https://elibrary.ru/tdvlpt
  4. Газиева Д.М. Медиатекст и закономерности текстообразования // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. ст. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. С. 141-146. https://elibrary.ru/ozdzgw
  5. Серова С.А., Семишова Е.П. Эволюция языка средств массовой информации периода коронавирусной пандемии: неологизмы в медиатексте // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 380-382. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-380-382, https://elibrary.ru/gxvzpk
  6. Мерзлякова Е.С. Языковые особенности новых медиа (на материале немецкоязычных интернетизданий) // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства: материалы 13 Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учѐных. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2022. С. 195-199. https://elibrary.ru/ywsuxf
  7. Лесников С.В. Термин «неологизмы»: хронологический обзор определений в русском языке // Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики: сб. материалов Междунар. круглого стола. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 52-62. https://elibrary.ru/qyklie
  8. Замальдинов В.Е. Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации: эколингвистический аспект // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4-1. С. 13-19. https://doi.org/10.17516/2311-3499-073, https://elibrary.ru/ionguu
  9. Богуславская В.В. Медиатекст с позиции участников медиапотребления // Медиа в современном мире. 58 Петербургские чтения: сб. материалов Междунар. науч. форума: в 2 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2019. Т. 2. С. 165-166. https://elibrary.ru/yylgrq
  10. Сальников В.С. Интернет-неологизмы в средствах массовой информации // Глобальный научный потенциал. 2021. № 6 (123). С. 150-153. https://elibrary.ru/gzuuxt
  11. Булатова А.Р., Жукова В.В. Использование неологизмов в интернет-коммуникациях // Актуальные вопросы лингвистики в современном профессионально-коммуникативном пространстве: материалы 8 Междунар. молодѐжной науч.-практ. конф. Омск: Омск. гос. техн. ун-т, 2019. С. 12-17. https://elibrary.ru/mmozsc
  12. Жукова М.Э. Современные формы представления неологизмов в англоязычном дискурсе масс-медиа // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 105-109. https://elibrary.ru/ydjnrn
  13. Даулань М., Сакаева Л.Р. Неологизмы в системе англоязычного массмедийного дискурса // Иностранные языки в современном мире: сб. материалов 14 Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2021. С. 18-23. https://elibrary.ru/zfoofd
  14. Лебедева Е.А. Актуализация неологизмов в англоязычных медиатекстах // Учѐные записки Новгородского государственного университета. 2022. № 5 (44). С. 560-564. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5(44).560-564, https://elibrary.ru/vnhfgs
  15. Абдурахманова Н.Г. Гипотеза «Лингвистической относительности» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 8-11. https://elibrary.ru/ujyevl
  16. Алевизаки О.Р., Касперова Л.Т., Славкин В.В. Неологизмы в качественной прессе 2020 года // Новые слова и словари новых слов. 2020: сб. науч. ст. СПб.: Ин-т лингвист. исследований РАН. 2020. С. 21-26. https://elibrary.ru/mpstvn

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».