Цифровые измерения личности в профессиональном становлении
- Авторы: Рубцова Н.Е.1, Леньков С.Л.2
-
Учреждения:
- Российский новый университет
- Российская академия образования
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 79 - 92
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://medbiosci.ru/2782-2575/article/view/359888
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2025-4-79-92
- ID: 359888
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена стремительной цифровизацией профессиональной деятельности при сохраняющейся недостаточной изученности ее психологических последствий для развития личности. В статье исследуются изменения личности в условиях цифрового профессионального становления, затрагивающие когнитивную, идентификационную, мотивационную и социально-адаптационную сферы. Анализ степени теоретическую основу разработанности составили проблемы показал, что концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, В.А. Толочек и др.), концепции цифрового профессионализма и метакогнитивных механизмов адаптации (А.В. Карпов, С.Л. Леньков и др.), теории цифровой социализации (О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская и др.), модели гибридной идентичности (А.В. Конева и др.). Цель исследования – выявить и систематизировать структурные изменения личности в условиях цифрового профессионального становления. В статье представлен комплексный анализ изменений ключевых сфер личности и раскрывается двойственная природа цифровизации, которая, с одной стороны, расширяет профессиональные возможности, а с другой – создает риски дезадаптации (клиповое мышление, кризисы идентичности, профессиональная разобщенность). Теоретическая значимость заключается в разработке интегративной четырехкомпонентной модели профессионального становления личности, включающей: 1) когнитивный (гибкость мышления и цифровая компетентность), 2) идентификационный (динамика профессионального «Я»), 3) эмоционально-мотивационный (цифровая резилентность), 4) социальный (сетевое взаимодействие) аспекты. Практическая значимость исследования подтверждена эмпирическими данными, выявившими связи между стратегическим мышлением и цифровой адаптацией, а также противоречивые эффекты, такие как когнитивно-мотивационный парадокс. Практические рекомендации включают тренинги метакогнитивного контроля, гибридные форматы коммуникации и системы мониторинга профессионального развития. Отмечается необходимость баланса между цифровыми инновациями и сохранением детерминант профессиональной деятельности.
Об авторах
Надежда Евгеньевна Рубцова
Российский новый университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: hope432810@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор Москва, Россия
Сергей Леонидович Леньков
Российская академия образования
Email: new_psy@mail.ru
доктор психологических наук, профессор Москва, Россия
Список литературы
- Zeer E.F., Tret’yakova V.S., Zavodchikov D.P. Transprofessi onalizm sub”ektov sotsial’no-professi onal’noy deyatel’nosti [Transprofessionalism of subjects of socio-professional activity]. Ekaterinburg, Rossiyskiy gosudarstvennyy professional’no-pedagogicheskiy universitet Publ., 2023. 143 p. (in Russian).
- Tolochev V.A. Professional’naya kari era: fenomen, kontseptsii, “apokrif y” [Professional career: Phenomenon, concepts, “apocrypha”]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya – Moscow University Bulletin. Series 14: Psychology, 2025, vol. 48, no. 1, pp. 30–54. doi: 10.11621/LPJ-25-02 (in Russian).
- Len’kov S.L., Rubtsova N.E., Nizamova E.S. Oprosnik “Vovlechennost’ v sferu iskusstvennogo intellekta” i ego psikhometricheskie svoystva [Questionnaire “Involvement in the field of artificial intelligence” and its psychometric properties]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2025, no. 1 (142), pp. 179–196. doi: 10.20323/1813-145X-2025-1-142-179. URL: https://elibrary.ru/LXKAMJ (accessed 15 May 2025) (in Russian).
- Rubtsova N.E., Len’kov S.L. Psikhologiya lichnosti v kiberprostranstve [Personality psychology in cyberspace]. Tver, Pechatnitsa Publ., 2025. 102 p. (in Russian).
- Rubtsova N.E., Len’kov S.L. Oprosnik “Integrativno-tipologicheskaya professional’naya napravlennost’ lichnosti”: razrabotka vtoroy versii [Questionnaire “Integrative-typological professional orientation of personality”: Development of the second version]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2023, no. 1 (130), pp. 158–170. doi: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_158_170 (in Russian).
- Pfetser A.A. Tsifrovaya obrazovatel’naya sreda kak novoe prostranstvo stanovleniya professional’noy identichnosti [Digital educational environment as a new space for professional identity formation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Kemerovo State University, 2021, vol. 23, no. 4 (88), pp. 985-994. doi: 10.21603/2078-8975-2021-23-4-985-994 (in Russian).
- Martsinkovskaya T.D. Lichnost’ v izmenyayushchemsya tsifrovom mire: novaya fenomenologiya i zakonomernosti [Personality in a changing digital world: New phenomenology and patterns]. Voprosy psikhologii – Psychology Issues, 2023, vol. 69, no. 6, pp. 3–12 (in Russian).
- Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. W.W. Norton & Company, 2010. 276 p.
- Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux, 2011. 499 p.
- Mazilov V.A., Slepkо Yu.N. Nauchnye traditsii v kontekste sovremennogo istoriko-psikhologicheskogo poznaniya [Scientific traditions in the context of modern historical-psychological knowledge]. Psikhologicheskiy zhurnal – Psychological Journal, 2025, vol. 46, no. 1, pp. 113–118. doi: 10.31857/S0205959225010122 (in Russian).
- Luchinkina I.S. Kognitivnye osobennosti lichnosti v tsifrovoy srede: analiz problemy [Cognitive personality traits in the digital environment: Problem analysis]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2023, no. 4 (176), pp. 281–293. doi: 10.25588/CSPU.2023.176.4.015 (in Russian).
- Karpov A.V., Len’kov S.L., Rubtsova N.E. Metakognitivnaya determinatsiya udovletvorennosti rabotoy v professiyakh informatsionnogo tipa [Metacognitive determination of job satisfaction in information-based professions]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal – Russian Psychological Journal, 2021, vol. 18, no. 3, pp. 86–103. doi: 10.21702/rpj.2021.3.6 (in Russian).
- Sparrow B., Liu J., Wegner D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science, 2011, vol. 333, no. 6043, pp. 776–778.
- Kharabanova O.A., Molchanov S.V., Tikhomandritskaya O.A. Samoregulyatsiya kak osnova psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti k tsifrovym riskam [Self-regulation as a basis for psychological adaptation to digital risks]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal – National Psychological Journal, 2024, vol. 19, no. 4, pp. 87–102. doi: 10.11621/npj.2024.0406 (in Russian).
- Ayanian A.N. Tsifrovaya identichnost’ molodyozhi – izmenenie soderzhaniya i statusa (2018–2022 gg.) [Digital identity of youth: Changes in content and status (2018–2022)]. Novye psikhologicheskie issledovaniya – New Psychological Research, 2024, vol. 4, no. 1, pp. 198–201. doi: 10.51217/npsyresearch_2024_04_01_12 (in Russian).
- Koneva A.V. “Tsifrovaya identichnost’”: protsessy identifikatsii i reprezentatsii v setevoy kommunikatsii [“Digital identity”: Identification and representation processes in network communication]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina – Bulletin of Pushkin Leningrad State University, 2018, no. 1, pp. 50–61 (in Russian).
- Andreeva-Golubeva N.A. Individual’nye i lichnostnye kharakteristiki tsifrovoy sotsializatsii v izmenchivom mire [Individual and personal characteristics of digital socialization in a changing world]. Novye psikhologicheskie issledovaniya – New Psychological Research, 2024, vol. 4, no. 1, pp. 194–197. doi: 10.51217/npsyresearch_2024_04_01_11 (in Russian).
- Slepkо Yu.N. Psikhologicheskaya struktura lichnostnoy kompetentnosti [Psychological structure of personal competence]. Chelovecheskiy faktor: Sotsial’nyy psikholog – Human Factor: Social Psychologist, 2025, no. 1 (53), pp. 194–203 (in Russian).
- Rulovskaya L.P. Professional’naya identichnost’ v tsifrovuyu epokhu: psikhologicheskie aspekty proforientatsii [Professional identity in the digital age: Psychological aspects of career guidance]. Molodoy uchenyy – Young Scientist, 2024, no. 46 (545), pp. 391–396. URL: https://moluch.ru/archive/545/119266/ (accessed 15 May 2025) (in Russian).
Дополнительные файлы



