Человек


Журнал «Человек» – научное издание, публикующее результаты изучения человека в социально-гуманитарных и естественных науках в тесной связи с осмыслением человека в философии, изначально стремящейся ответить на вопрос «Что есть человек?».

Журнал открыт различным интеллектуальным традициям и теоретическим платформам. Особенно приветствуются работы, развивающие комплексные исследования человека на стыке наук. Статьи журнала адресованы междисциплинарному читательскому сообществу.

Наряду с исследовательскими статьями журнал публикует аналитические обзоры дискуссий и научных конференций, полемические эссе, рецензии на книги.

Свидетельство о регистрации СМИ: № 018780 от 11.05.1999

Учредители

  • Российская академия наук
  • Институт философии РАН

Главный редактор

Афанасов Николай Борисович, д-р филос. наук, профессор

Периодичность /доступ

6 выпусков в год / подписка

Входит в

Белый список (2 уровень), перечень ВАК, РИНЦ, Scopus

 

 

 

 

 


Текущий выпуск

Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

Том 36, № 4 (2025)

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Научные исследования

Постаграрность и дезурбанизация: новый взгляд на перспективы внегородских территорий (история, модели, теоретические подходы)
Покровский Н.Е.
Аннотация
В статье рассматриваются философские и культурологические истоки «антиурбанистики» (Феокрит, Вигилий, Руссо, Джефферсон, Эмерсон, Торо, Лев Толстой), характеризующейся стремлением создать систему ценностей с опорой на очищающее сознание воздействие природы и сельского труда. Показывается, как в современном обществе, прежде всего российском, город все больше демонстрирует тенденцию центробежной миграции и выхода городских жителей на т.н. «малые территории» и дальние расстояния. При этом территории, прежде всего на Ближнем Севере России и в Нечерноземье, во многом потеряв свое прежнее доминирующее сельскохозяйственное предназначение, открывают новые горизонты постаграности, основанной на инновационных формах современного труда (прежде всего, онлайн, удаленного), экологизации и рекреации. За этими тенденциями отчетливо просматривается возможная грядущая перспектива новой ипостаси урбанизации, диалектически переходящей в свою противоположность — постаграрность.
Человек. 2025;36(4):7-35
pages 7-35 views
Культурные основы устойчивого развития городов
Штомпель Л.А., Тихомирова Е.Г.
Аннотация
В современном городе реализуются две разнонаправленные тенденции развития: стремление к унификации и сегментации, с одной стороны, интенция к разнообразию и к целостности, с другой. В этой статье исследуется городская культура в качестве основы развития второй тенденции; уточняется роль культуры населяющих город людей как условие дальнейшего развития городов. В статье рассматривается несколько измерений единства пространства и времени в городе, на этой основе вводится понятие «культурный хронотоп города». Показано, что городская культура существует в двух срезах: объективно существующее единство пространства и времени города, овеществлённое в зданиях, сооружениях и других элементах городской среды, аккумулирует в диахроническом и синхроническом аспектах культуру данного места; и действенная культура самих горожан, проявляемая через культурные практики, высказываемые и реализуемые идеи, значения, подразумеваемые в повседневных действиях горожан и их субъективные оценки качества городской среды. Предложено осознанное интегрирование культурно-хронотопических измерений в стратегическое планирование города. Результаты исследования содержат важные рекомендации по реализации устойчивых, учитывающих культурные особенности стратегий городского развития и представляют собой ценные идеи для градостроителей и политиков.
Человек. 2025;36(4):36-57
pages 36-57 views

Социальные практики

Городская идентичность — как измерять?
Резниченко С.И., Рожкова Н.А.
Аннотация
Идентификация с городом не только поддерживает психологическое благополучие самого жителя, но и становится ресурсом развития города, поскольку приверженные ему горожане сильнее мотивированы его сохранять и оберегать. Между тем способов измерить этот феномен немного, а имеющиеся — ограничены либо не апробированы на русскоязычной популяции. Статья посвящена валидизации одной из наиболее часто упоминаемых в психологии среды методик — Шкалы городской идентичности M. Lalli в переводе А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой. Выборку составили 242 человека в возрасте 18–70 лет (Mвозр.=35,50 лет, SDвозр.=14,29 лет; 59,5% женщин), проживающих на постоянной основе в российских городах-миллионерах и крупных городах. Было выявлено, что исходная пятифакторная структура шкалы в России не воспроизводится — выделились три компонента городской идентичности: Внешняя ценность города, Принадлежность к нему и Целеполагание. Полученная в ходе исследования версия Шкалы городской идентичности имеет высокую структурную и конструктную валидность, надежность. А интенсивность проявлений городской идентичности положительно связана с возрастом человека, размером города, длительностью проживания в нем и туристическим опытом, но отрицательно — с желанием уехать из города.
Человек. 2025;36(4):58-73
pages 58-73 views
Воображаемые границы города
Федотова Н.Г.
Аннотация

Анализируется проблема восприятия города через воображаемые границы. Город рассматривается как пространство, которое воображается и переживается человеком через континуум смыслов, образованный совокупностью представлений о городском пространстве и времени. Фокусируется внимание на воображаемых границах города, которые образуются исходя из закономерностей функционирования городского воображаемого. Автор опирается на научные положения Б. Андерсона, который в своих работах раскрывает концепт коллективного воображаемого, E. Соджа, который показывает, что город представляется человеком как реальный и воображаемый, а также А. Лефевра, полагающего, что человек «проживает» город на основании воображаемого. Воображаемые границы города — это смысловые грани, которые символически кодируют то, что является городом и не-городом, исходя из представлений горожан. В статье раскрываются два вектора структурирования воображаемых границ города: 1) через идентификационные коды, задающие различение «свои» и «чужие» (в том числе посредством сопричастности к городскому пространству) и обеспечивающие воображаемую принадлежность незнакомых друг другу людей к горожанам и к городу; 2) через раскрытый в категориях культурной памяти города темпоральный аспект городского воображаемого, определяющий структуру коллективных представлений о городе посредством образов городского прошлого. К не-городу, который находится за воображаемыми границами, автор относит все те объекты и практики городского пространства, что символически или ментально не связаны с представлениями горожан о городе. 

Человек. 2025;36(4):74-91
pages 74-91 views
Зачем человеку время: изменение временных границ в условиях фрагментации трудовой деятельности
Нестеров О.Г., Сидорина Т.Ю.
Аннотация
В современном мире, мире позднего капитализма и глобальных перемен человек, пройдя испытания культурой консьюмеризма, благами государства всеобщего благосостояния (англ. welfare state), кардинальной перестройкой трудовых практик, ослаблением социальных гарантий труда, переносом работы в удаленный формат, отказом от труда в его классическом понимании, экспериментами по имплементации безусловного базового дохода, так и не нашел более надежного и устойчивого основания своего существования, чем труд и трудоцентричный образ жизни. Однако актуальные и обоснованные упования на труд в дискуссиях последних десятилетий приходят в столкновение с вопросами временны́х напряжений, которые испытывает не только процесс труда, но и человек как его субъект. В статье предпринимается попытка систематизации последствий реорганизации трудового процесса и его временнόй трансформации в условиях позднего капитализма. Авторы опираются на методологию темпорального анализа структуры времени, предложенного современными социальными теоретиками Дж. Вайсман, Х. Розой, Дж. Крэри и др., для проблематизации актуальной парадигмы труда, играющей ключевую роль в формировании таких координат современности, как образ и организация жизни. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу об углубляющейся фрагментации труда, возникновении новых комбинаций в его организации, «бегстве» труда (как разновидности его территориальной, страновой пересборки); выявляют причины хронической нехватки времени в условиях экономики позднего капитализма; связывают возникающие ограничения времени как с экономической природой трансформации труда, психологией восприятия, так и с социокультурным контекстом осуществляющихся перемен.
Человек. 2025;36(4):92-108
pages 92-108 views

Символы. Ценности. Идеалы

Союз философии и литературы как смысловая константа отечественной духовной культуры
Сиземская И.Н.
Аннотация
В статье рассматривается союз отечественной философии с художественным творчеством как константа русской духовной культуры, определившая ее национальные особенности и смысловой вектор развития. Автор показывает, что следование в духовном творчестве одновременно аргументам рассудка, оперирующего понятиями, и доводам творческого созерцания, воспринимающего мир в художественных образах, создавало общее смысловое пространство для размышлений о божественном и человеческом, праведном и греховном, жизни и смерти, свободе и необходимости, добре и зле. Итогом стало то «созвучие ума и сердца», которое определило метафизику философских концепций и литературной классики. В таком контексте автор обращается к исторически складывавшимся формам взаимосвязи философского и художественного творчества, фиксируя внимание на тех измерениях каждого, которые подтверждают их взаимодополняющее единство и свидетельствуют о том, что в разъединенности друг от друга они не дают адекватной картины мира и понимания человеком своего отношения к нему. В статье устремления отечественной культуры к союзу философии с образно-художественным восприятием реальности рассматриваются как выражение естественной способности человека к восприятию ее в согласии всех видов творчества, что страхует жизнь общества от жесткого диктата ratio. Эти идеи определили ключевые вопросы авторского исследования: 1) дополняемость художественно-образного и философского восприятия мира как проблема отечественной философии; 2) союз философской рефлексии и литературы как константа отечественной духовной культуры; 3) «импрессионизм мысли» в философской поэзии. Обращение к этим вопросам позволило автору раскрыть историософский смысл заявленной им проблемы.
Человек. 2025;36(4):109-123
pages 109-123 views
Коллизии русского и американского анархизма начала XX века
Климова С.М.
Аннотация
В статье исследуются некоторые коллизии русского и американского анархизма начала XX века на примере «русских американцев»: Эммы Гольдман и Александра Беркмана, а также оказавших на них большое влияние Петра Кропоткина и Льва Толстого. В статье сделан акцент на имагологию и принцип зеркальной репрезентации некоторых стереотипов в русской и американской культурах. Проанализировано, как американские анархисты преодолевали стереотипы о России как исключительно рабской «тюрьме народов» и об Америке как исключительно свободной и демократической стране. В отличие от распространенного в публицистике двух стран стереотипа восприятия России как «темного двойника» Америки, они отстаивали противоположный взгляд: о революционной России как образце подлинной свободы по сравнению с рабской — капиталистической Америкой. В статье обсуждается особый «анархистский» статус Л.Н. Толстого, который, несмотря на близость к данному течению, по мнению автора, не может быть причислен к нему в силу своей сугубо христианской, непротивленческой и субъективистской позиции. В статье представлен анархистский журнал «Mother Earth» («Мать-Земля»), а также рассмотрена опубликованная в нем заметка «America and Russia» («Америка и Россия»), приписываемая американской прессой Толстому.
Человек. 2025;36(4):124-147
pages 124-147 views

Времена. Нравы. Характеры

Наслаждение: роль повторения и стратегии избегания
Рыбалко Н.В.
Аннотация
Рассматриваются взгляды З. Фрейда на причину возникновения синдрома навязчивых состояний, который автор статьи интерпретирует через понятие повторения. Если в ранний период своего творчества Фрейд видит в неврозе неспособность достичь удовольствия через череду повторений, то в более поздний период синдром навязчивых состояний он связывает с влечением к смерти. Со своей стороны Ж. Лакан рассматривает влечение к смерти как место наслаждения, неразрывно связанное с регистром Реального. И тогда повторения — это способ избежать Реального. Согласно теории Лакана, невротик, подверженный синдрому навязчивых состояний, стремится к бесконечным повторениям, желая найти и заново обрести утерянный когда-то объект. Но все, чего он может достигнуть, — повторение объектов-эрзацев, оказывающихся на деле пустышками, негациями настоящего, подлинного объекта. Таким образом, можно предположить, что при повторении множится сама пустота — негативность, которую скрывают за собой объекты-эрзацы. Этой пустоте свойственно интеризироваться внутри субъекта, что приводит его к меланхолии и депрессии. Согласившись с тем, что повторение есть производство пустоты, можно представить себе такое повторение событий, негативность которого имеет вполне ощутимые последствия в социальной реальности. На общественном уровне это проявляется в образовании пространств вненаходимости, о которых пишет А. Юрчак, или в общей подавленности после революционных состояний, о которой пишет А. Магун. Состояние депрессии, по мнению К. Юханнисон, проявляется либо в том, что субъект уходит в себя, либо же, наоборот, в том, что субъект начинает себя растрачивать. Автор статьи задается вопросом о том, возможно ли достичь наслаждения, избежав этих двух крайностей. С этой целью он рассматривает возможность высвобождения наслаждения, обладающего, в отличие от удовольствия, активным началом, из деструктивного контекста, который характерен для влечения к смерти.
Человек. 2025;36(4):148-163
pages 148-163 views
Пространство советского человека: город в контексте формирования идентичности
Иванова Н.Д.
Аннотация
Статья посвящена исследованию формирования человека средствами городской среды в контексте реализации идеологических и утопических проектов. В условиях радикальных общественных трансформаций одной из ключевых задач становится поиск архитектурных решений, способствующих формированию нового общественного сознания. На основе анализа советских архивных документов (резолюций и решений съездов, конференций и пленумов ЦК) в области градостроительной политики были определены особенности социально-политического контекста, которые позволяли интерпретировать городскую среду как важный инструмент воплощения и интеграции социалистических ценностей в повседневную жизнь человека. Особое внимание уделялось исследованию архитектурно-градостроительных практик послереволюционных лет, которые эксплицитно отражали идеологические установки. В статье затронуты примеры типичных для первой половины ХХ века архитектурных форм и практик жизнетворчества: дома-коммуны, предприятия бытового обслуживания, культурно-досуговые центры и др. На основе этого материала автор вычленяет особенности архитектурного и социального мышления в проектах советских архитекторов, в которых обнаруживаются черты биополитических механизмов и формирование дисциплинарного пространства. Выявление базовых принципов, которые составляли основу проектирования советского города, позволяет рассматривать архитектурные модели как возможность спроектировать идеальное пространство, выступающее в качестве механизма политического и культурного конструирования личности. Это позволяет проследить опосредованную городской средой связь между идеологическими установками и повседневными практиками человека. Анализ советских градостроительных проектов и практик, направленных на изменение человека, позволяет лучше понять городскую среду в качестве управленческой технологии и пространства формирования человеческого сознания.
Человек. 2025;36(4):164-178
pages 164-178 views
Современная практическая антропология: философия в практиках — питание (в) теории
Ананьева А.И.
Аннотация
. В статье рассматривается подход эмпирической философии, предложенный Аннмари Мол в ее последней книге «Питание (в) теории» (Eating in theory), а также специфика понимания человека в рамках данного подхода. Предварительно в первой части статьи дается контекстуализирующий обзор становления прикладной философии, а также схожих проектов в орбите акторно-сетевой теории — экспериментальной и эмпирической метафизик Латура и эмпирической онтологии Джона Ло. Выявляются особенности философского мышления Аннмари Мол. Во второй части статьи рассматривается реализация такого типа философствования: переосмысление образа человека путем пересмотра четырех аспектов — бытия, познания, действия, отношения— через призму исследований питания. Бытие человека предстает как бытие телесно воплощенного субъекта с проницаемыми границами. Познание понимается как процесс взаимодействия, в ходе которого как объект, так и субъект могут претерпевать изменения. Концептуализация действия выходит за пределы оппозиции свободный выбор — природная определенность и производится в терминах задания. Отношение рассматривается как сложное переплетение человеческих и нечеловеческих акторов. Человек понимается не как выделенная из мира фигура, а как сущее среди сущих, существующее, познающее и действующее в мире и соотносящееся с другими, будучи включенным в сети различных (ф)акторов. В заключительной части статьи приводятся критические замечания к книге Мол, а также предлагается основание для критики эмпирической философии
Человек. 2025;36(4):179-191
pages 179-191 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».