Особенности уровня притязаний у младших школьников с речевыми нарушениями

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Притязания детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями характеризуются наличием дезадаптивных форм поведения в ситуации успеха – неуспеха. Учащиеся с нарушениями речи демонстрируют такие особенности поведения в ситуации неуспеха как: обвинение окружающих и обстоятельств в своих неудачах (в том числе и языковых), проблемы в общении и межличностном взаимодействии, снятие с себя ответственности за свои поступки, дискредитацию поставленных целей и задач, низкую продуктивность организованной деятельности. В статье представлены результаты исследования уровня притязаний учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и их сверстников без речевых патологий. Цель статьи: изучение уровня притязаний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Материал и методы. Выборку исследования составили 40 учащихся 3 – 4 классов. Уровень притязаний учащихся определялся при помощи методики «Моторная проба Шварцландера». Для учащихся с нарушениями речи характерным является преобладание неадекватно завышенного уровня притязаний. Нереалистично высокий и высокий уровни притязаний были выявлены у 75% учащихся с нарушениями речи. У учащихся с нормотипичным развитием преобладают умеренный и высокий уровни притязаний. Учащихся с нарушениями речи имеют неадекватно завышенный уровень притязаний. Нереалистично высокий уровень притязаний выявлен только в группе учащихся с нарушениями речи. Для их притязаний характерны: во-первых, низкая сопротивляемость неудачам и невысокая способность выдерживать продолжительное напряжение, во-вторых, большая потребность в высоких притязаниях, связанных с нереалистично завышенной самооценкой.

Об авторах

Светлана Владимировна Лауткина

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Email: vikyse2007@ya.ru
доцент; кафедра психологии;

Сергей Леонидович Богомаз

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Email: vikyse2007@ya.ru
доцент; кафедра психологии;

Елена Владимировна Лукьянова

Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Email: vikyse2007@ya.ru
магистр; кафедра психологии;

Татьяна Юрьевна Артюхова

ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

Email: igudovskiy@inbox.ru
доцент; кафедра психологии развития и консультирования;

Татьяна Ивановна Петрова

Красноярский государственный педагогический университет им.В.П. Астафьева

Email: petrova10_2010@mail.ru
доцент; кафедра психологии и педагогики детства;

Список литературы

  1. Лауткина, С.В. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста /С.В. Лауткина, И.Н. Селезнева // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 96-103.
  2. Логопсихология: уч.-мет. пособие / авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
  3. Валявко, С.М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников // Системная психология и социология. 2016. – № 3. – С. 5-11.
  4. Галимзянова, Г.О. Особенности самооценки и уровня притязаний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013 г. / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. Казань, 2013. С. 29-32.
  5. Дмитриевская Н.Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи // Коррекционная педагогика. 2014. № 2 (60). – С. 31–34.
  6. Специальная психология, том 2. Учебник для вузов-7-е изд., исправленное и дополненное; изд. академик В.И. Любоски. Москва: Юрайт, 2020. – 274 с.
  7. Шипицина, Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. 1993. № 4. С. 8–13.
  8. Кузьмина Е.И. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности / Е.И. Кузьмина, З.В. Кузьмина // Известия Саратовского университета. Новый эпизод. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2018. Том. 7. Выпуск 1 (25). стр. 30-43.
  9. Рифель, Н.В. Самооценка и уровень притязаний у студентов с разной успеваемостью // Огарёв-Онлайн. 2015. № 22 (63). стр. 2-6.
  10. Семина О.В. Особенности уровня притязаний младших подростков в учебной деятельности (часть 2) // Журнал прикладной психологии (6-3). 2006. М.: Изд-во ЭКО. 0,5 п.л.
  11. Уланова О.А. Содержание понятия «уровень притязаний» и его структура // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-3. стр. 176-179.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».