№ 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Особенности проявления патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции

Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова С.С.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие зависимость проявления патриотичности и отношения к специальной военной операции в студенческой среде. Актуальность исследования обусловлена, социально-политическими преобразованиями внутренней и внешней политики государства, требующими пересмотра системы патриотического воспитания молодежи, основанных на базовых, национальных и исторических ценностях. Изменения в архитектуре межгосударственных отношений требуют перестройки формирования личности, готовой отстаивать приоритеты своей страны в разных сферах жизнедеятельности, что невозможно без истинного патриотического отношения к своей Родине. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступил системный подход, разрабатываемый отечественными исследователями Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, А.И. Крупнов и др; целостно-функциональный подход к исследованию свойств личности и черт характера (Крупнов, 1994), исследования патриотичности (Кудинов, 2017,2018; Гаврилушкин, 2012; Лутовинов, 1997; Потемкин, 2009; и др.). Для исследования патриотичности использовался опросник «Патриограмма». Для выявления отношения студентов к специальной военной операции была разработана авторская анкета. Результаты исследования основаны на выборке из 109 студентов вузов Москвы, с последующим математико-статистическим анализом, позволили установить статистически достоверные различия между показателями патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции. В целом было установлено, что отсутствует прямая зависимость между показателями патриотичности и положительным отношением к спецоперации. Низкие показатели патриотичности также не находятся в прямой зависимости с отрицательным отношением к СВО. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что студенческая молодежь рассматривает патриотичность в широком контексте и не связывает данное личностное свойство с противостоянием по отношению ко внешнему миру. Результаты исследования доказывают необходимость совершенствования воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие патриотичности на разных этапах обучения.
Психолог. 2023;(2):1-13
pages 1-13 views

Ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре национального исследовательского вуза

Дианов С.А., Дианова Ю.В.

Аннотация

В статье рассматривается круг вопросов, связанных с факторами мотивации при поступлении в аспирантуру и поведенческими реакциями в процессе обучения по программам научных специальностей в современном национальном исследовательском вузе. На примере реализации программ аспирантуры по политическим наукам в техническом вузе выявлены ключевые мотивы молодых специалистов к продолжению обучения в университете. Определены особенности мотивационно-ценностной сферы аспирантов, осваивающих учебный план подготовки и выполняющих задачи научно-исследовательской работы. Проанализированы причины отчисления из аспирантуры, причины неуспеваемости по образовательной программе, а также мотивы частого ухода в академические отпуска.   В статье приведены аргументы в пользу авторской гипотезы о необходимости развития аспирантуры по гуманитарным и социальным наукам в технических вузах. Политологическое образование способствует не только осознанному выбору профессии инженера или высококвалифицированного специалиста для органов государственной и муниципальной службы. Молодой исследователь получает возможность распознать ценностно-смысловые основания осуществления трудовой деятельности в организации высшего образования. У потенциального преподавателя высшей школы формируются устойчивые представления о педагогической этике, о психологии общения со студентами разных возрастных групп, о недопустимости форм девиантного поведения при выполнении профессиональных задач.
Психолог. 2023;(2):14-21
pages 14-21 views

Истоки подверженности человека влиянию пропаганды

Каулин К.В.

Аннотация

В статье рассматриваются основные психологические особенности человека, сделавшие его подверженным влиянию воздействия других людей, в том числе и пропаганды. Предметом исследования являются данные особенности психики человека. Выделяется несколько основных блоков этих психологических особенностей: от подражания родителям и взаимодействия в коллективе, где люди подвержены механизмам обмана и самообмана, дабы эффективнее убеждать других и выше оценивать себя, до взаимодействия в рамках социальной иерархии, где рассматривается, какие стратегии для продвижения в ней оказываются наиболее эффективны, и как это влияет на механизмы обмана и самообмана. В статье с помощью математических методов моделирования, теории игр и алгоритмов, написанных на языке программирования python, анализируются наиболее эффективные механизмы взаимодействия между людьми в процессе продвижения в социальной иерархии, которые способствовали развитию культуры и обмана, сделав человека более хитрым. Отмечается, что рост того, что принято называть цивилизованностью, является не столько "стадностью" или "слабостью", как это иногда оценивается (самый знаменитый пример такой оценки - Фридрих Ницше), сколько хитростью, обусловленной тем, что это - более эффективный метод продвижения в социальной иерархии и борьбы за власть.
Психолог. 2023;(2):22-43
pages 22-43 views

Индикаторы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в Республике Беларусь

Ильин Е.А., Богомаз С.Л., Лукина А.К., Суворова Н.В., Наконечная Е.В.

Аннотация

В статье проведен комплексный анализ понятий «гражданственность», «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание» с учетом характера белорусского студенчества, определены особенности формирования таких жизненных ценностей и приоритетов, как постижение, освоение нравственных качеств; опора на права человека; внутренняя свобода личности; любовь к Родине; стремление к миру и развитию; чувство собственного достоинства. Современное белорусское общество находится в стадии реформирования многих направлений общественной жизни, и происходящие перемены выдвигают на первый план качественно новые задачи дальнейшего развития экономически развитого и социально ориентированного государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой – будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических качеств, среди которых важное место занимают гражданская ответственность перед обществом и патриотизм. Проведенное исследование позволило определить, что гражданско-патриотическое воспитание представляет устойчивый интерес для 61,8% участников исследования, 82,5% целевой группы в ВГУ имени П.М. Машерова имеют устойчивое представление о гражданско-патриотическом воспитании и около 62,1% целевой группы выделяют критерии гражданской культуры личности с учетом социальной политики государства, гражданского становления белорусов. Автор утверждает, что необходимо утверждать в обществе, сознании и чувствах молодежи социальные и индивидуально-личностные (жизнь, здоровье) ценности, уважение, терпимость к религиозным, культурно-национальным и этническим различиям, формировать опыт разумного разрешения групповых и межличностных конфликтов, интерес к культурному и историческому прошлому Беларуси.
Психолог. 2023;(2):44-54
pages 44-54 views

Формирование стратегической компетентности у менеджеров по продажам

Суренская Н.С.

Аннотация

Исследователями в области психологии и смежных наук в последние годы выделяется новое направления в профессиональной деятельности менеджеров по продажам – стратегическое управление продажами. Такая деятельность связана с построением долгосрочных партнёрских отношений между организациями и требует от специалистов, занимающихся сопровождением клиентов новых навыков – стратегической компетентности. Эти исследования являются особенно актуальными для организаций, чья деятельность направлена на продажи в области B2B. Предметом исследования в данной статье является содержательная структура стратегической компетентности, основанная на анализе существующей литературы, а также методы ее формирования и развития.     В статье представлен содержательный анализ компетенций, входящих в структуру стратегической компетентности и предложена структура такой компетентности, состоящая из следующих компонентов: стратегическая коммуникация, включающая прочные навыки построения долговременных и доверительных конструктивных отношений; стратегический менеджмент, подразумевающие развитые навыки «выхода» за пределы зоны своей непосредственной ответственности, стратегическое мышление, включающее в себя применение на практике способов творческого решения проблем, стратегическая идентификация, подразумевающая понимание и принятие своей новой роли как специалиста, выстраивающего долгосрочную стратегию взаимодействия с клиентами. В работе представлены результаты апробации программы развития стратегической компетентности у менеджеров по продажам.
Психолог. 2023;(2):55-63
pages 55-63 views

Особенности уровня притязаний у младших школьников с речевыми нарушениями

Лауткина С.В., Богомаз С.Л., Лукьянова Е.В., Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И.

Аннотация

Притязания детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями характеризуются наличием дезадаптивных форм поведения в ситуации успеха – неуспеха. Учащиеся с нарушениями речи демонстрируют такие особенности поведения в ситуации неуспеха как: обвинение окружающих и обстоятельств в своих неудачах (в том числе и языковых), проблемы в общении и межличностном взаимодействии, снятие с себя ответственности за свои поступки, дискредитацию поставленных целей и задач, низкую продуктивность организованной деятельности. В статье представлены результаты исследования уровня притязаний учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и их сверстников без речевых патологий. Цель статьи: изучение уровня притязаний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Материал и методы. Выборку исследования составили 40 учащихся 3 – 4 классов. Уровень притязаний учащихся определялся при помощи методики «Моторная проба Шварцландера». Для учащихся с нарушениями речи характерным является преобладание неадекватно завышенного уровня притязаний. Нереалистично высокий и высокий уровни притязаний были выявлены у 75% учащихся с нарушениями речи. У учащихся с нормотипичным развитием преобладают умеренный и высокий уровни притязаний. Учащихся с нарушениями речи имеют неадекватно завышенный уровень притязаний. Нереалистично высокий уровень притязаний выявлен только в группе учащихся с нарушениями речи. Для их притязаний характерны: во-первых, низкая сопротивляемость неудачам и невысокая способность выдерживать продолжительное напряжение, во-вторых, большая потребность в высоких притязаниях, связанных с нереалистично завышенной самооценкой.
Психолог. 2023;(2):64-75
pages 64-75 views

Апробация психологической программы управления конфликтами в трудовом коллективе

Бенькова О.А., Гудовский И.В., Дулинец Т.Г., Гусаренко В.В., Поломошникова А.В.

Аннотация

В трудовых коллективах формировать и развивать конфликтную компетентность чрезвычайно важно, т.к. частые конфликтные ситуации и ситуации напряжения между сотрудниками могут сказываться на эффективности и продуктивности трудовой деятельности людей. Проблема конфликтов в трудовых коллективах достаточно часто встречается и требует выработки определенных методов и способов разрешения конфликтов, однако, человек может сам предупредить конфликт, если будет обладать соответствующими компетенциями, проявит собственные творческие силы, юмор, станет более наблюдательным, находчивым. Целью настоящей работы является апробация разработанной психологической программы по управлению конфликтами в трудовом коллективе.Объект исследования – конфликты в трудовом коллективе. Предмет исследования – управление конфликтами в трудовом коллективе. После апробации программы по управлению конфликтами в экспериментальной группе уменьшилась численность респондентов, выбирающих стиль поведения в конфликте «конфронтация», Незначительно увеличилось число респондентов, использующих «компромисс». Остальные шкалы: «уклонение», «приспособление», «сотрудничество» остались без изменения. По шкале «самообладание» в результате сравнения данных до и после исследования, значимых отличий в показателях экспериментальной группы не наблюдается. В контрольной группе по результатам двух методик не наблюдается значимых изменений ни по одному из диагностируемых параметров. Таким образом, разработанная и апробированная нами психологическая программа по управлению конфликтами в трудовом коллективе частично повлияла на изменение стиля поведения у сотрудников, выбиравших конфронтационный стиль поведения в конфликте», на компромиссный, а также позволила увеличить уровень саморегуляции у некоторых сотрудников.
Психолог. 2023;(2):76-91
pages 76-91 views

Исследование реакций на фрустрацию и способов выхода из конфликтных ситуаций у сотрудников отдела работы с персоналом и службы психологического сопровождения

Пирожкова Н.И.

Аннотация

Предметом исследования являются способы взаимодействия и конструктивность поведения сотрудников компании в проблемных ситуациях. Целью исследования является изучение реакций на неудачу и способов выхода из конфликтных ситуаций и выявление взаимосвязи между способом разрешения конфликтных ситуаций, и помехами в установлении контактов в коллективе. Методология исследования: в работе использованы методы теоретического анализа (сравнение, обобщение, систематизация др.); методики психологической диагностики; методы статистической обработки данных. С помощью корреляционного анализа делается вывод о том, есть ли взаимосвязь между способом разрешения конфликтных ситуаций, и помехами в установлении контактов в коллективе. Результаты исследования: в статье проводится исследование типов реакций на неудачу и того какой способ разрешения конфликтных ситуаций характерен для сотрудников отдела работы с персоналом и сотрудников отдела психологического сопровождения, работающих в одной компании. Исследуются реакции на неудачу и способы выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности с помощью проективной методики Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, а также проводится диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов с помощью методики В.В.Бойко. В гипотезе исследования делается предположение о том, что у большинства сотрудников преобладают импунитивные реакции, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Область применения результатов: результаты исследования помогают сделать вывод о существующих проблемах во взаимоотношениях сотрудников в коллективе и принять своевременные управленческие решения внутри компании. В результате гипотеза подтверждается, и с помощью корреляционных связей выявляются результаты, которые помогут решить существующие проблемы в коллективе, устранить помехи в межличностном общении и сформировать благоприятный социально-психологический климат.
Психолог. 2023;(2):92-107
pages 92-107 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».