Work-life balance: a comparative analysis of attitudes of students and working professionals

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents a brief theoretical analysis of the concept of work-life balance. Research in this area is becoming increasingly important in the context of studying the consequences both at the level of an individual and an organization as a whole. It has been established that achieving balance has a significant impact on various aspects of work and psychological well-being. At the same time, there is a lack of research on this phenomenon among working students. The article presents the results of an empirical study of the relationship between implicit and explicit attitudes towards work and leisure among working students and non-trained professionals. Implicit and explicit attitudes towards work and leisure, work engagement, and subjective well-being were assessed. The sample consisted of 109 people, 55 of them working professionals and 54 students who combine work and study. The results of the study confirmed the relationship between implicit and explicit attitudes towards work and leisure among students. There were no significant differences in the overall assessment of explicit attitudes among students and working professionals, but interesting data were obtained on the subscales of the questionnaire. Students often contrast fields, seeing work as both an obstacle to personal satisfaction and a possible source of inspiration. The results are contradictory and need further analysis. Additionally, a study was conducted on differences in the level of subjective well-being and engagement, where the results confirmed that students are more willing to work and strive, although their level of subjective well-being does not exceed that of working professionals. The observed situation requires further study of the interrelationships between professional and personal spheres, especially in the context of student life. The data obtained may be of interest to both universities and practicing psychologists in personal counseling.

References

  1. Barnett, R. C., & Baruch, G. K. Women's involvement in multiple roles and psychological distress // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. No. 49(1). Pp. 135-145. https://doi.org/10.1037/0022-3514.49.1.135
  2. Гвоздовенко А.А., Шевелева А.М. Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов с увлечённостью работой, самоэффективностью и балансом работы и личной жизни // Профессиональные представления. 2022. № 1(14). С. 135-144.
  3. Рогулина Л.И. Постановка реалистичных целей на производстве как фактор обеспечения баланса между работой и личной жизнью // Социальные и экономические системы. 2021. № 4(22). С. 134-143.
  4. Камарова Т.А., Тонких Н.В. Влияние цифровизации занятости на баланс «работа-дети»: гендерный аспект // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2024. № 22(4). С. 230-249.
  5. Гуриева С.Д., Марарица Л.В., Гунделах О.Е. Удалённая работа в виртуальном офисе: изменение социального пространства работника в организации // Организационная психология. 2023. № 13. С. 230-249.
  6. Тонких Н.В. Влияние дистанционной занятости на разные сферы жизни: субъективные оценки россиянок // Экономическая социология. 2023. № 24(5). С. 66-92.
  7. Punia, V., & Kamboj, M. Quality of work-life balance among teachers in higher education institutions // Learning Community: An International Journal of Educational and Social Development. 2013. No. 4. Pp. 197-208.
  8. Kalliath, T., & Brough, P. Work-life balance: A review of the meaning of the balance construct // Journal of Management & Organization. 2008. No 14(3). Pp. 323-327. https://doi.org/10.5172/jmo.837.14.3.323.
  9. Greenhaus, J.H., Collins, K.M., & Shaw, J.D. The relation between work-family balance and quality of life // Journal of Vocational Behavior. 2003. No. 63. Pp. 510-531.
  10. Kirchmeyer, C. Work-life initiatives: Greed or benevolence regarding workers' time // In Cooper, C.L., & Rousseau, D.M. (Eds), Trends in Organisational Behavior. 2000. No. 7. Pp. 79-93.
  11. Eby L.T., Casper W.J., Lockwood A., Bordeaux C., Brinley A. Work and family research in IO/OB: Content analysis and review of the literature (1980–2002) // Journal of Vocational Behavior. 2005. No. 66. Pp. 124-97.
  12. Greenhaus J.H., Allen T.D. Work-family balance: Exploration of a concept // Paper presented at the Families and Work Conference. Provo, UT. March 2006.
  13. Frone M.R. Work-Family balance // Handbook of Occupational Health Psychology. Eds. Quick J.C., Tetrick L.E. Washington DC: American Psychological Association, 2003. Pp. 143-162.
  14. Fleetwood S. Why work-life balance now? // The International Journal of Human Resource Management. 2007. No. 18. Pp. 387-400.
  15. Родионова Е.А., Симановская С.В. Мотивационные и ценностные ресурсы баланса работы и отдыха // Вестник педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2021. № 1(5). С. 128-133.
  16. Шумейко Е., Родионова Е.А. Имплицитная и эксплицитная оценка установок по отношению к работе и отдыху // Человеческий капитал. 2024. № 7(187). С. 184-194.
  17. Suganda U.C. Reducing turnover intention: The mediating role of work-life balance and organizational commitment // International Journal of Business Ecosystem & Strategy. 2022. No. 4(3). Pp. 01-12.
  18. Larasati D.P., Hasanati N. The effects of work-life balance towards employee engagement in millennial generation // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. No. 304. Pp. 390-394. https://doi.org/10.2991/acpch-18.2019.93
  19. Sismawati W., Lataruva E. Analisis pengaruh work-life balance dan pengembangan karier terhadap turnover intention // Diponegoro Journal of Management. 2020. No. 9(3). Pp. 1-11.
  20. Rahmawati Z., Gunawan J. Hubungan job-related factors terhadap work-life balance dan kepuasan kerja pada pekerja генерации миллениалов // Jurnal Sains dan Seni ITS. 2019. No. 8(2). Pp. 2337-3520. https://doi.org/10.12962/j23373520.v8i2.47782
  21. Nurjanah, D., & Indawati, N. Effect of emotional intelligence on employee engagement and job satisfaction with work-life balance as intervening variables in the generation Z in Surabaya // International Journal of Economics, Management, Business and Social. 2021. No. 1(3). Pp. 316-328.
  22. Johari, J., Tan, F. Y., & Zulkarnain, Z. I. Autonomy, workload, work-life balance and job performance among teachers // International Journal of Educational Management. 2018. No. 32(1). Pp. 107-120. https://doi.org/10.1108/IJEM-10-2016-0226
  23. Bataineh, K. A. Impact of work-life balance, happiness at work, on employee performance // International Business Research. 2019. No. 12(2). Pp. 99-109. https://doi.org/10.5539/ibr.v12n2p99
  24. Lekchiri, S., & Eversole, B.A. Perceived work-life balance: Exploring the experiences of professional Moroccan women // Human Resource Development Quarterly. 2021. No. 32. Pp. 35-53.
  25. Золотина О.А., Серпухова М.А. Баланс работы, учебы и личной жизни студентов и выпускников в сфере экономики и управления // Ломоносовские чтения-2022. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2022. С. 437-445.
  26. Кошкин А.П., Новиков А.В. Возможна ли гармония в жизни работающего студента-финансиста? // Экономические науки. 2016. № 134. С. 35-42.
  27. Доминяк, В.И., Марарица, Л.В. Имплицитная диагностика ценностей личности: перспективы и ограничения // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сб. научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года / Под общей ред. М.Г. Ковтунович. Часть 1. – М.: МГППУ, 2013. – С. 161-174.
  28. Моспан А.Н., Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Бобров В.В. Баланс работы и личной жизни у сотрудников российского производственного предприятия // Организационная психология. 2016. № 6(2). С. 8-29.
  29. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. 2-е издание. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 14 с.
  30. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дисс. канд. психол. наук, 2006.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».