Differences in divergent thinking and cultural congruence depending on the stage of adolescence

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The study involved 108 teenagers living and studying in secondary educational institutions in Kazan, the age of the respondents was 14.73+1.24 years, among whom 42 were female and 66 were male. The first group of adolescents (according to D.B.Elkonin's classification) is younger adolescents aged 13-14 years, the second group is older adolescents aged 15-16 years. The differences between adolescents were studied using Anova analysis of variance on 13 scales such as: general cultural congruence, including in the fields of study, management, security, social interaction, as well as divergent thinking, flexibility, fluency, productivity, including semantic, non-verbal, symbolic and behavioral. List of methods: L.F. Bayanova, O.G. Minyaev's test "Determining the level of cultural congruence for adolescents"; method X. Zievert "Definition of creative abilities"; methodology of N.A. Baturin, E.L. Soldatova "Diagnostics of divergent thinking". The scientific novelty of the study lies in the fact that divergent thinking has been studied for the first time in the context of cultural congruence of adolescents. The theoretical analysis of the relationship between cultural congruence and divergent thinking has allowed to establish that there are various approaches regarding the compatibility and indifferent development of these traits in the personality structure. The empirical study examined the degree of cultural congruence and creativity in the context of divergent thinking in adolescents. Significant differences were found, and it was found that the characteristics of cultural congruence and creative thinking among adolescents have significant differences in general cultural congruence and its components in the field of learning, self-organization, social interaction and safe behavior, as well as in divergent thinking.

Bibliografia

  1. Cazden C.B. "em"Culturally responsive education"/em": A discussion of LAU remedies, II / C.B. Cazden, E.L. Leggett. – Cambridge:Harvard University, 1976.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // "em"Перемены"/em". 2000. № 1. С. 81–107.
  3. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // "em"Филология и культура. Philology and Culture"/em". 2012. Т 29, № 3. С. 294–299.
  4. Bayanova L.F., Popova R.R., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A. Executive functions of preschoolers with different levels of cultural congruence // "em"International journal of early years education"/em". 2020. P. 4–16. doi: 10.1080/09669760.2020.1779040.
  5. Баянова Л.Ф. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // "em"Современное дошкольное образование. Теория и практика"/em". 2013. № 4. С. 70–75.
  6. Баянова Л.Ф., Ганиева А.М. Креативность и культурная конгруэнтность подростков. // "em"Национальный психологический журнал"/em". 2023. № 4. C. 16-24. doi: 10.11621/npj.2023.0402
  7. Баянова Л.Ф. Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков // "em"Казанский педагогический журнал"/em". 2018. Т. 131, № 6. С. 192–195.
  8. Баянова Л.Ф. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников // "em"Научный педагогический и психологический журнал Образование и саморазвитие"/em". Казанский (Приволжский) федеральный университет. 2014. Т. 41, № 3. С. 73–78.
  9. Попова Р.Р. Психологические особенности распознавания эмоций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности // "em"Психологические исследования"/em". 2018. Т. 11. № 61. С. 6–19.
  10. Чулюкин К.С. Способности к творческому мышлению и отношение к правилам в предподростковом возрасте // "em"Психологические исследования"/em". 2021. Т. 14, № 80, C. 7–19.
  11. Guilford J. P. Creativity // "em"American Psychologist"/em". 1950. No. 5 (9). P. 444–454.
  12. Torrance E.P. "em"Guiding creative talent"/em". New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice – Holl, 1964.
  13. Williams F. E. C"em"reativity assessment packet (CAP): manual"/em". New York: D.O.K. Publishers, Inc., 1980.
  14. Солдатова Е.Л. Проективная методика диагностики дивергентного мышления // "em"Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования»"/em". 2005. Т 3, № 2. С. 119–125.
  15. Батурин Н.А., Солдатова Е.Л. "em"Проективная методика диагностики дивергентного мышления. Руководство"/em". Челябинск, 2014.
  16. Зиверт Х. "em"Тестирование личности"/em". – М.: АО «Интерэксперт», 1998.
  17. Дорфман Л. Я. Черты личности в интеграции дисциплинированности с креативностью // "em"Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика»"/em". 2021. № 4. C. 381–390.
  18. Федорова А. А. Связь креативности, ценностей и конфликтного поведения сотрудников // "em"Психология. Журнал ВШЭ"/em". 2019. № 1. С. 191-203. doi: 10.17323/1813-8918-2019-1-191-203.
  19. Rosenbaum G., Venkatraman V., Steinberg L. and Chain J. Are teenagers always at greater risk than adults? Intrasubject study of the influence of context on the decision-making process. "em"Square One"/em". 2021. Pp. 68–76. DOI: 10.17759/ e0255102.
  20. Fairchild G., Toski N., SalliK., Sonuga-Bark E.J.S., Hagan K.S., Diciotti S., Gudayer I., M., Calder A.J., Passamonti L. Mapping the structural organization of the brain in behavior disorder: repetition of the results in two independent samples. "em"Journal of Child Psychology and Psychiatry"/em". 2016. No. 57 (9). Pp.1018–1026. doi: 10.1111/jcpp.12581
  21. Kleibeuker S.W., Stevenson C.E., van der Aar L., Overgaauw S., van Duijvenvoorde A.C., Crone, E.A. Training in the adolescent brain: An fMRI training study on divergent thinking. Developmental Psychology. 2017. No 53 (2). Pp. 353–365. doi: 10.1037/dev0000239.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».