Особенности проявления самодетерминации и контроля поведения студентами первого и третьего курсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом данного исследования являются особенности проявления самодетерминации и ее взаимосвязи с контролем поведения у студентов первого и третьего курсов. Авторы подробно рассматривают теоретические основы самодетерминации в рамках теории Деси и Райана, включая базовые психологические потребности (автономия, компетентность, принадлежность). Особое внимание уделяется сравнительному анализу показателей самодетерминации и поведенческого контроля у студентов разных курсов. Авторы исследуют, как изменяются эти показатели в процессе обучения, и выявляют статистически значимые различия между группами. Показано, что студенты первого курса демонстрируют более высокий уровень автономии и волевого контроля, в то время как у третьекурсников наблюдается повышенная тревожность при совершении ошибок. Особый акцент делается на выявленных корреляциях между автономией и эмоциональным контролем, а также между тревожностью и чувством принадлежности. Эти результаты имеют важное значение для понимания психологических механизмов адаптации студентов к учебному процессу. Выборку исследования составили 41 студент в возрасте от 17 до 21 года. Психологические методики: Шкала удовлетворения базовых психологических потребностей (M. Gagne), опросник Контроль поведения (Е. А. Сергиенко и др.) и Шкала направленности мотивации при совершении ошибки (K. Schell). Методы математической статистики: критерий Манна–Уитни и корреляционный анализ Спирмана. Новизна исследования заключается в комплексном изучении связи между уровнем самодетерминации, контролем поведения и отношением к совершаемым ошибкам у студентов первого и третьего курсов. Впервые выявлены различия в проявлении автономии, компетентности и принадлежности у первокурсников и третьекурсников, а также установлены их корреляции с эмоциональным и волевым контролем. Основными выводами проведенного исследования являются: у студентов первого курса показатели автономии и волевого контроля выше, чем у третьекурсников, что может быть связано с адаптацией к учебной среде; уровень самодетерминации коррелирует с эмоциональным контролем и мотивацией при совершении ошибок, но не зависит от возраста студентов; выявлена обратная связь между автономией и тревожностью по поводу ошибок, что подчеркивает важность развития самодетерминации для снижения стресса. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий поддержки студентов в процессе обучения.

Об авторах

Александр Сергеевич Поляков

Московский международный университет

Email: aleksandr-pv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3643-9851
доцент; кафедра психологии;

Екатерина Викторовна Груненкова

Московский международный университет

Email: kategrunenkova@yandex.ru
студент; кафедра психологии;

Список литературы

  1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избранные труды. – Москва: Наука, 1978. – 399 с.
  2. Борзова Т. В., Плотникова Е. С. Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов // Психолог. – 2020. – № 4. – С. 12-21. – doi: 10.25136/2409-8701.2020.4.33082. EDN: OYPFVZ
  3. Борзова Т. В. Психология понимания как ресурс развития современного вузовского образования. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023. – 218 с. EDN: SCLCJZ
  4. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. – 2010. – № 4(12). – С. 11. EDN: MUXUPT
  5. Гуткина Н. И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 116-128. – doi: 10.17759/chp.2018140213. EDN: USBSJL
  6. Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. – 2010. – № 1. – С. 18-24. EDN: QZDEZV
  7. Кудинов С. И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и технологии. – 2014. – № 41(83). – С. 114-120. EDN: TBRLDX
  8. Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности // Мир психологии. – 2016. – № 3(87). – С. 97-108.
  9. Леонтьев Д. А. От феномена самостоятельности к механизмам самодетерминации // Вопросы образования. – 2024. – № 1. – С. 142-161. – doi: 10.17323/vo-2024-17626. EDN: PFHLDU
  10. Маслоу А. Психология бытия. – 2-е изд. – Москва: Академический проект, 2022. – 275 с.
  11. Подбуцкая Н. В., Кныш А. Е. Апробация шкалы направленности мотивации при совершении ошибки К. Шелла (EOMS: The Error-Oriented Motivation Scale) // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 2. – С. 127-138. – doi: 10.31857/S020595920008571-4. EDN: NGQVEU
  12. Расторгуева Е. Н. Самоактуализация: самодетерминация или самотрансценденция? (К проблеме личностного развития) // Мир психологии. – 2017. – № 1. – С. 194-203. EDN: YZICZF
  13. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ветрова И. И. Новый метод оценки психической регуляции – опросник "Контроль поведения" // Экспериментальная психология. – 2023. – № 1. – С. 182-200. doi: 10.17759/exppsy.2023160111. EDN: WPQZOW
  14. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. – Москва: Институт психологии РАН, 2010. – 353 с. EDN: TGHHTV
  15. Суворова И. Ю., Бабий А. А., Корзун Н. В. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана // Актуальные проблемы психологического знания. – 2021. – № 1-2(55). – С. 55-66. EDN: FWHHJC
  16. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 с.
  17. Deci E. L., Ryan R. M. The general causality orientations scale: Self-determination in personality // Journal of Research in Personality. – 1985. – Vol. 19, Issue 2, – P. 109-134. – doi: 10.1016/0092-6566(85)90023-6
  18. Keith N., Frese M. Effectiveness of error management training: A meta-analysis // Journal of Applied Psychology. – 2008. – Vol. 93(1). – P. 59-69. – doi: 10.1037/0021-9010.93.1.59
  19. Perreault D., Mask L., Morgan M., Blanchard C. M. Internalizing emotions: Self-determination as an antecedent of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 64. – P. 1-6. – doi: 10.1016/j.paid.2014.01.056
  20. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55 (1). – P. 68-78. – doi: 10.1037/0003-066X.55.1.68. EDN: GSHHWJ
  21. Rybowiak V., Garst H., Frese M., Batinic B. Error Oriented Questionnaire (EOQ): Reliability, validity, and different language equivalence // Journal of Organizational Behavior. – 1999. – Vol. 20 (4). – P. 527-547. – doi: 10.1002/(SICI)1099-1379(199907)20:43.0.CO;2-G
  22. Schwartz B. The paradox of choice: Why more is less / B. Schwartz. – New York: HarperCollins, 2004. – 304 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».