Psychological aspects of the use of digital educational technologies

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the effects of the digital environment in the modern education system. The documents regulating the activities of the subjects of the educational process in the conditions of using the digital environment are being studied. Variable opinions of scientists on the problem of the psychological impact of the digital environment on adolescents of the alpha generation are given. An assessment of the expediency of using a virtual environment and consideration of negative psychological consequences are given. The purpose of this article is to study the problem of psychological effects on adolescents in the context of the use of digital educational resources. The topic of the article is relevant in connection with the requirements of legislation in the field of education. The development of market relations leads to the need to develop electronic communication skills starting from school. The school education system should reflect the real needs of modern society, therefore, the introduction and proper use of digital resources will help to implement the required standards in the field of Internet communications. Scientific research is conducted in accordance with the principles of psychological sciences. The basic determinant in the research is the process of communication between users in the environment of Internet technologies. In turn, a specific method of studying the meaningful data of digitalization of modern education is a general scientific analysis of research on the problem of psychological aspects in the context of the implementation of the digital educational environment. The theoretical analysis demonstrates the identification of an ambivalent effect for users of the digital environment. Noteworthy is the transformation of the spatiotemporal features of online communication, the distortion of reality and the formation of a preferred lifestyle due to the nihilism of existing social values and the preference in choosing the authorities of their circle of public personalities. The results of the study signal the need for the formation of psychological support in order to minimize the negative impact of the virtual world on the fragile personality of adolescents.

References

  1. Серкина Н. Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2. С. 161–169. URL: https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-12017
  2. Дедов Н. П. Психологические особенности использования цифровых технологий в образовательной деятельности / Н. П. Дедов, О. А. Комиссарова, И. В. Кохова, О. Э. Петруня // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. №1. URL: https://esj.today/PDF/35FAVN123.pdf
  3. Крайнов А. Л., Шалаева Н. В. Проблемы и перспективы развития цифрового общества: социально-философский анализ // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Том 11, № 5А. С. 150–156. doi: 10.34670/AR.2022.55.58.018
  4. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №1. С. 83–91. URL: https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-11008
  5. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М., 2019. 24 с.
  6. Сычева Т.А. Статистический анализ применения цифровых ресурсов в образовательном процессе педагогами Кузбасса в 2021/2021 учебном году // Символ науки. 2021. №10-1. С.24-25.
  7. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н. Новгород: Мининский университет. 2020. 50 с.
  8. Мухаметзянова Ф.Г., Степанова К.И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения Альфа в глобальном образовании // Глобальная экономика и образование. 2021. 1 (2). С. 42-50.
  9. Данилова Л.Н. Психолого-педагогический портрет поколения альфа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 4. С. 5–12. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-5-12
  10. Поладов, Ш. Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию // Молодой ученый. 2024. № 7 (506). С. 237-239.
  11. Анализ рынка цифровых образовательных инструментов в России в 2019-2023 гг., прогноз на 2024-2028 гг. URL: https://marketing.rbc.ru/research/26927/
  12. Багдасарьян Н. Г., Ромашкина А. П. Цифровое поведение личности в интернет-коммуникациях: культура и риски // Вестник государственного университета «Дубна». Серия «Науки о человеке и обществе». 2021. №1. С. 61–72.
  13. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И. Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве // БГЖ. 2020. №2 (31) doi: 10.26140/bgz3-2020-0902-0012
  14. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. 2 (34). С. 38–44.
  15. Корытова Г.С. Психологическая трансформация личности обучающегося в условиях цифровизации образования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. № 2(54). С. 159–167. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-159-167
  16. Куценко С.М., Малацион С.Ф. Об организации дистанционного обучения в условиях пандемии // Ученые записки ИСГЗ. 2020. № 1 (18). С. 89–98.
  17. Соколова А. А., Генералова Н. В., Соколова Н. А. Тенденции развития цифровой образовательной среды в контексте распространения массовых открытых онлайн ресурсов: российский опыт. Финансы и бизнес. 2020. №4 (16). С. 111–130.
  18. Морозов А. В. Современные тенденции развития цифрового образования: «За» и «Против» // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. №3-1. C. 673–674.
  19. Parker A. (2020). Interaction in distance education: the critical conversation. AACE review (formerly AACE Journal) 13-17. Waynesville, NC USA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). https://www.learntechlib.org/primary/p/8117/
  20. Ветров А. Н. Среда автоматизированного обучения со свойствами адаптации на основе когнитивных моделей. Санкт-Петербург. 2020. 271 с.
  21. Малиночка А. В. Особенности цифровой образовательной среды в школе. Цифровая образовательная среда в школе: психологические риски и возможности: сборник методических разработок краевого конкурса среди педагогов-психологов Ставропольского края. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. 2022. C. 6–19.
  22. Галимуллина Э. З. Педагогическое обеспечение достижения предметных образовательных результатов школьниками в цифровой образовательной среде. Казань. 2023. 220 с.
  23. Хамитов Р.М. Цифровизация образования и ее аспекты. Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. doi: 10.17513/spno.30771
  24. Полупан К. Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета. Калининград: ФГАОУ ВО «Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта», 2021. 458 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».