Сущность метаресурса жизненной успешности и его взаимосвязь с личностными ресурсами конструктивной жизни у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования метаресурса жизненной успешности и его взаимосвязи с ресурсами конструктивной жизни у сотрудников органов внутренних дел обусловлена рядом взаимообусловливающих факторов: необходимостью выявления и исследования таких личностных ресурсов, которые бы помогали современному человеку осуществлять конструктивную жизнь в современных условиях, перспективностью развития ресурсного подхода в психологии труда; необходимостью изучения ресурсных возможностей личности сотрудников органов внутренних дел в условиях современной реальности в связи с повышающимися требованиями к их профессиональной служебной деятельности. В статье представлено понимание и структурно-функциональная организация метаресурса жизненной успешности личности, обоснована его акцепторная функция. Уделено внимание системе личностных ресурсов, представлена точка зрения на организацию ресурсов конструктивной жизни личности. В исследовании приняло участие 892 сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, из них 388 женщин и 504 мужчины. Диагностические методики направлены на измерение таких ресурсов конструктивной жизни личности, как: мотивационные и психологические состояния; интегративные личностные характеристики, способствующие эффективному и успешному преодолению жизненных трудностей; характеристики субъектности. Основные результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что метаресурс жизненной успешности, как сложное многокомпонентное интегративное образование, имеет устойчивые взаимосвязи со многими показателями личностных ресурсов конструктивной жизни в исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В результате проведения корреляционного анализа установлено большое количество значимых взаимосвязей компонентов метаресурса жизненной успешности с показателями личностных ресурсов конструктивной жизни. При этом компонент эмоциональные переживания (в частности, нравственные и бытийные переживания) имеет наименьшее количество значимых корреляций с показателями ресурсов конструктивной жизни. Метаресурс жизненной успешности, как сложное многокомпонентное интегративное образование, имеет устойчивые взаимосвязи со многими показателями личностных ресурсов конструктивной жизни в исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Это позволяет сделать предположение о наличии в системе ресурсов респондентов определенных «ядерных» связей, которые участвуют в организации конструктивной жизни. Новизна и значимость полученных в представленном исследовании результатов заключается в том, что предложено понимание метаресурса жизненной успешности, основной функцией которого является акцепторная.

Об авторах

Наталья Александровна Семенова

Краснодарский университет МВД России

Email: natalya_deeva@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-0687-0472
профессор; кафедра социально-гуманитарных дисциплин;

Список литературы

  1. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.
  2. Александрова Л. А., Золотарева А. А., Маркова В. И. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью // Национальный психологический журнал. 2022. № 1. С. 65-75. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0106. EDN: MKQKVW
  3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. 61 с.
  4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18. EDN: SAFDIZ
  5. Бажанова Н. А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена "ожидания". Перевод и апробация опросника "Personal change-readiness survey" // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу "Вестник РХГА", Т. 2). СПб.: Изд-во РХГА, 2005. С. 169-178.
  6. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 115-116.
  7. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. № 1. С. 45-54. EDN: TSIRZH
  8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 18(1). С. 34-55. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-34-55. EDN: QDVGRU
  9. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36-64. EDN: SUFPGP
  10. Деева Н. А. Методика "Жизненная успешность": структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 3. С. 494-520. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520. EDN: SBSDJV
  11. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1. № 1. С. 7-48. EDN: XVOZER
  12. Дикая Л. Г. Субъектная активность и развитие личности // Методология комплексного человекознания и современная психология / Под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. С. 176-182. EDN: WFHCCL
  13. Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч. Р. Снайдера // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36446 (дата обращения: 02.07.2024). EDN: SNLIIB
  14. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4. С. 97-101.
  15. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / сост., общ. ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс, 1993. 230 с.
  16. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  17. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва: Наука, 1980. 279 с. EDN: TERDUV
  18. Майнина И. Н., Васанов А. Ю. Стандартизация методики "Шкала экзистенции" А. Лэнгле, К. Орглер // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 87-99. EDN: MANCNT
  19. Марков В. Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 6-10. EDN: NBGLAN
  20. Маркова В. И., Александрова Л. А., Золотарева А. А. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью // Национальный психологический журнал. 2022. № 1 (45). С. 65-75. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0106. EDN: MKQKVW
  21. Моросанова В. И. Сознательная саморегуляция как метаресурс для достижения целей и решения проблем человеческой деятельности // Психологический вестник Московского университета. 2021. № 1. С. 4-37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01. EDN: PUYYXO
  22. Семенова Н. А. Метаресурс жизненной успешности как психологический предиктор профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29. № 1(96). С. 89-101. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2024-196-000-000
  23. Семенова Н. А. Жизненная успешность личности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: концептуальное обоснование и структурно-функциональная организация // Прикладная психология и педагогика. 2024. Т. 9. № 2. С. 64-81. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-2-64-81. EDN: DCJHNY
  24. Толочек В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 27-61. EDN: PBGPBB
  25. Ульянина О. А. Личностная компетентность специалистов правоохранительной сферы: психотехнологии формирования в образовательных организациях высшего образования. Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. 220 с. https://doi.org/10.29039/01884-2. EDN: FWEOUS
  26. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Транзиткнига", 2004. 572 с. EDN: QXIYNZ
  27. Хобфолл С. Влияние культуры, окружения и личностных особенностей на стрессовый процесс: развитие теории сохранения ресурсов // Прикладная психология. 2001. № 50 (2). С. 337-421.
  28. Шаранов Ю. А., Устюжанин В. Н. Ситуации неопределенности и слабоструктурированные проблемы как системные атрибуты правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (80). С. 223-229. EDN: YRQEXJ
  29. Щукина А. М. Психология саморазвития личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. 520 с.
  30. Bokhan T. G., Galazhinsky E. V., Leontiev D. A., Rasskazova E. I., Terekhina O. V., Ulyanich A. L., Shabalovskaya M. V., Bogomaz S. A., Vidyakina T. A. Covid-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No 18 (2). рр. 259-275. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-259-275. EDN: OVUHJX
  31. Carver C. S., Scheier M. F. Optimism. Handbook of Positive psychology. Oxford University Press, 2002. 829 p.
  32. Cascio J. A educação em um mundo cada vez mais caótico // Boletim Técnico do Senac. 2021. No 47 (1). pp. 101-105.
  33. Peterson C., Steen T. A. Optimistic explanatory style // В книге: Handbook of positive psychology. Oxford University Press, 2002. pp. 244-256. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195187243.013.0029
  34. Scheier M. F., Carver C. S. Optimism, coping, and health: assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology: Official Journal of the Division of Health Psychology, American Psychological Association. 1985. No 4(3). pp. 219-247.
  35. Seligman M. E., Abramson L. Y., Semmel A., von Baeyer C. Depressive attributional style // Journal of Abnormal Psychology. 1979. No 88 (3). pp. 242-247. https://doi.org/10.1037/0021-843X.88.3.242
  36. Snyder C. R., Harris C., Anderson J. R., Holleran S. A., Irving L. M., Sigmon S. T., et al. The will and the ways: Development and validation of an individual-differences measure of hope // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. No 60. pp. 570-585. EDN: HIUNFL
  37. Werner E. E., Smith R. S. Vulnerable but invincible. New York: McGraw-Hill, 1982. 229 p.
  38. Windle G., Bennett K. M., Noyes J. A methodological review of resilience measurement scales // Health and Quality of Life Outcomes. 2011. No 9: 8. https://doi.org/10.1186/1477-7525-9-8 URL: https://hqlo.biomedcentral.com/articles/10.1186/1477-7525-9-8 (дата обращения: 02.06.2024). EDN: WHWXSR

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».