Психотехники диагностики профессиональных типов в условиях цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные профессиональные реалии, в которых нейросети генерируют код, а VR-терапевты корректируют психические состояния, ставят под сомнение адекватность традиционных классификаций профессий. В данном контексте предметом исследования выступает разработка психотехник диагностики профессиональных психотипов, учитывающих цифровизацию всех сфер труда. Основная научная задача заключается в модернизации авторской психологической типологии профессий путем введения параметра цифровой интеграции и создания соответствующих диагностических инструментов. Исходим из предположения, что такой подход не только сохранит базовые принципы классификации, но и позволит отразить новые гибридные формы профессиональной деятельности, возникающие на стыке цифровых и традиционных компетенций, что в конечном итоге обеспечит релевантную оценку профессиональных характеристик в условиях современной цифровой среды. Методология исследования органично сочетает классические подходы психологии труда с современными цифровыми концепциями. Междисциплинарный синтез объединил достижения когнитивной психологии, нейронауки, антропологии цифрового труда. Последовательно реализован методологический принцип исследования – диалектическое сочетание преемственности и изменчивости в эволюции профессиональных психотипов. Сохранена базовая структура авторской психологической типологии (21 психотип) с добавлением цифрового параметра. Научная новизна заключается в создании и валидизации авторских диагностических инструментов – модифицированного опросника профессиональной направленности и новой методики оценки цифровой вовлеченности. Проведенная на репрезентативной выборке (903 респондента) психометрическая проверка, включавшая конфирматорный факторный анализ, подтвердила высокую надежность и валидность методик. Особым вкладом стало обоснование параметра цифровой интеграции, который позволил выявить различные типы профессиональной адаптации к цифровой среде и зафиксировать новые гибридные формы профессиональной деятельности (аудиторы этики ИИ, медиаторы киберконфликтов), сохраняющие ядро традиционных метатипов при обновлении содержания деятельности. Сохраняя связь с традиционными профессиональными типами, они демонстрируют новое содержание деятельности, отражающее современные требования цифровой экономики. Практическая значимость исследования проявляется в создании эффективного диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень цифровой готовности специалистов, прогнозировать возможные кризисы профессиональной идентичности и разрабатывать персонализированные программы развития. Применение разработанных методик в организационной практике открывает новые возможности для кадровой работы, включая оценку цифровых компетенций, проектирование индивидуальных траекторий профессионального роста, оптимизацию процессов подбора персонала и профилактику профессиональной дезадаптации в условиях цифровой трансформации

Об авторах

Надежда Евгеньевна Рубцова

Российский новый университет

Email: hope432810@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1323-4741
профессор; кафедра общей психологии и психологии труда;

Сергей Леонидович Леньков

ФГБУ «Российская академия образования»

Email: new_psy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6934-3229
Главный аналитик отдела координации научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации;

Список литературы

  1. Ванновская О. В. Методологические основы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2024. № 2. С. 251-269. doi: 10.35231/18186653_2024_2_251.
  2. Гавриленко Н. Н. Когнитивные риски цифровизации процесса подготовки переводчиков // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 4(56). С. 176-196. doi: 10.24412/2076-913X-2024-456-176-196.
  3. Гребер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда / пер. с англ. М. : Ад Маргинем Пресс, 2024. 368 с.
  4. Капица А. А., Абакумова И. В. Особенности эмпатии и ценностей при восприятии цифровой живописи у лиц разной профессиональной направленности // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/110PSMN324.pdf (дата обращения: 10.04.2025). EDN: AXWCCV
  5. Карпов А. В. Метакогнитивная регуляция информационной деятельности. Ярославль : ООО "Филигрань", 2023. 743 с. EDN: HFYCYP
  6. Карпов А. В., Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Метакогнитивная детерминация удовлетворенности работой в профессиях информационного типа // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 86-103. doi: 10.21702/rpj.2021.3.6. EDN: HDFJWQ
  7. Леньков С. Л. Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям. Тверь : Тверской государственный университет, 2001. 128 с. EDN: XBJFHP
  8. Леньков С. Л. Психологическая типология профессиональной деятельности информационного характера // Психология и психотехника. 2012. № 4(43). С. 72-83. EDN: QAEDBF
  9. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Низамова Е. С. Опросник "Вовлеченность в сферу искусственного интеллекта" и его психометрические свойства // Ярославский педагогический вестник. 2025. № 1. С. 179-196.
  10. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Научные традиции в контексте современного историко-психологического познания // Психологический журнал. 2025. Т. 46, № 1. С. 113-118. doi: 10.31857/S0205959225010122. EDN: NASMXU
  11. Марцинковская Т. Д. Время в творчестве Л.С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2024. Т. 47, № 4. С. 256-269. doi: 10.11621/LPJ-24-48. EDN: EHOJAE
  12. Михайлова Е. Е. Философия в образовательном пространстве информационного общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2014. № 1. С. 83-87. EDN: SNFVLV
  13. Профьев М. А. Историко-философские аспекты психологии удаленной работы: субъектность, идентичность и виртуальные взаимодействия // Научный поиск: личность, образование, культура. 2025. № 1(55). С. 90-95. doi: 10.54348/SciS.2025.1.15. EDN: TUFAWM
  14. Рубцова Н. Е., Леньков С. Л. Опросник "Интегративно-типологическая профессиональная направленность личности": разработка второй версии // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1(130). С. 158-170. doi: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_158_170. EDN: UNZWTC
  15. Рубцова Н. Е. Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2012. № 2(41). С. 51-60. EDN: QAEEZF
  16. Рубцова Н. Е., Леньков С. Л. Психодиагностика в цифровом мире. Тверь : Печатница, 2025. 168 с. EDN: DAQJME
  17. Селюч М. Г., Лейфа А. В., Никитина А. А. Особенности профессиональной востребованности и толерантности к неопределенности педагога в цифровой образовательной среде // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2025. № 1(62). С. 116-127. EDN: GRAXHH
  18. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2024. Т. 47, № 2. С. 175-200. doi: 10.11621/LPJ-24-20. EDN: HDXGHE
  19. Толочек В. А. Профессиональная карьера: феномен, концепции, "апокрифы" // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2025. Т. 48, № 1. С. 30-54. doi: 10.11621/LPJ-25-02. EDN: WWYYPL
  20. Усольцева В. В., Шитова П. С. Показатели адаптации студентов-психологов к цифровой трансформации образования в процессе обучения в вузе // Развитие образования. 2024. Т. 7, № 2. С. 92-98. doi: 10.31483/r-111330. EDN: TOGKBQ
  21. Цифровизация как детерминанта трансформаций когнитивной подсистемы психики / А. В. Карпов, Е. В. Карпова, А. В. Чемякина, М. В. Башкин // Перспективы науки и образования. 2024. № 5(71). С. 536-556. doi: 10.32744/pse.2024.5.31. EDN: KQTUOD
  22. Чеботарева О. А., Демьянова Ж. В., Умарова Е. В., Морозова М. В. Изменения в методике обучения в связи с особенностями мышления // Перспективы науки. 2024. № 6(177). С. 268-271. EDN: OYDBTI
  23. Шарапов Н.А. Успешность карьеры в информационно-ориентированных профессиях // Психолог. 2025. № 1. С. 20-42. doi: 10.25136/2409-8701.2025.1.73083 EDN: IQCAZP URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=73083
  24. Шваб К. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. М. : Эксмо, 2017. 208 с.
  25. Шугуров М. В., Мозжилин С. И. Цифровая трансформация науки: междисциплинарный подход // Науковедческие исследования. 2022. № 4. С. 101-129. doi: 10.31249/scis/2022.04.06. EDN: MYOWXP

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».