Психологическая атмосфера в российском вузе как основа мотивации к обучению

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мотивация к обучению зависит как от особенностей личности студента, так и от внешних факторов, в том числе от психологической атмосферы, которая формируется в учебных группах. Данный аспект изучен для иностранных студентов довольно слабо. Целью исследования является воздействие психологической атмосферы на мотивацию к обучению в высшем учебном заведении у вьетнамских студентов разных годов обучения. Психологическая атмосфера учебных групп, где обучаются вьетнамские студенты, может быть охарактеризована как благоприятная, при этом иностранные обучающиеся в большей степени выделяют такие компоненты, как сотрудничество, дружелюбие, согласие и удовлетворенность. В меньшей степени выражены взаимная поддержка, увлечённость, занимательность и успешность. Обнаруженные сильные корреляции между внутренней мотивацией и отдельными компонентами психологической атмосферы в учебных группах, при этом для мотивации к получению диплома не выявлено значимых корреляций. В большей степени на внутреннюю мотивацию воздействуют такие компоненты психологической атмосферы, как успешность, взаимная поддержка и сотрудничество. Исследование проведено на выборке состоящей из 40 вьетнамских студентов, которых обследовали стандартными методиками дважды, на 1 и 3 году обучения. Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу и попарному сравнению при помощи коэффициента Манна-Уитни. Впервые в сравнительном ключе рассмотрены особенности мотивации вьетнамских студентов к обучению в российских вузах на 1 и 3 курсе. Выявлено преобладание внешней мотивации на младших курсах и внутренней – на старших, что противоречит ранее полученным данным по указанной социальной группе. Впервые показан стабильный характер мотивации «получение диплома» у вьетнамских студентов, что объясняется национальными и культурными особенностями, а также престижностью высшего образования во Вьетнаме. Впервые продемонстрировано усиление мотивации к обучению у студентов 3 курса по сравнению с первым, что может объясняться психологической атмосферой образовательного учреждения, для которого проведено исследование. Показанны статистически значимые различия в структуре мотивации у студентов из Вьетнама 1 и 3 годов обучения. Впервые продемонстрированы особенности психологического климата в группах, где обучаются вьетнамские студенты, выявленны ключевые характеристики психологического климата, которые демонстрируют сильные корреляции с мотивацией к обучению.

Об авторах

Тхи Киеу Ань Фам

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы

Email: kyeuanhh@gmail.com
аспирант; институт иностранных языков (ИИЯ);

Людмила Жалаловна Караванова

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы

Email: karavanova_lzh@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0003-0861-5109
доцент; институт иностранных языков (ИИЯ);

Список литературы

  1. Ибатова А. З., Волкова Е. А. Изучение межличностных отношений в учебной группе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 121-124. doi: 10.26140/anip-2021-1003-0029. EDN: MKXMCX
  2. Каргина Н. В., Полянская Е. Н. Психологические факторы, влияющие на качество получаемого образования и академические достижения современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 87-3. С. 119-121. EDN: ESCKUS
  3. Картавых К. С., Ларина Г. Н. Социально-психологические факторы сопротивления оптимизационным изменениям // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 4 (72). С. 355-364. EDN: BFUMOE
  4. Кодочигова А. А. Социально-психологический климат сотрудников организации // Экономика и социум. 2024. № 2-1 (117). С. 1595-1598. EDN: YMKULY
  5. Куклин С. Я., Куклина Л. В. Эмоционально-психологический климат как базовый компонент образовательной экосистемы вуза // Высшее образование сегодня. 2023. № 5. С. 10-17. doi: 10.18137/RNU.HET.23.05.P.010. EDN: ZRNLUS
  6. Ладыкина Т. А. Морально-психологический климат как фактор социальной адаптации студентов-юристов к образовательной среде вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 4-3 (91). С. 203-209. doi: 10.24412/2500-1000-2024-4-3-203-209. EDN: PSBDJQ
  7. Логвинова И. К., Логвинова И. К. Социально-психологический климат как пространство гармонизации рабочей среды // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 4 (54). С. 419-425. EDN: GUCLSU
  8. Мусхаджиева Т. А., Махаева Г. М., Гитинова П. Ш. Сущность и содержание связи социально-психологического климата с мотивацией к учебной деятельности у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 213-216. EDN: AXWVNB
  9. Пузиков Д. В., Шнайдер И. Р. Психолого-педагогический анализ мотивации и прокрастинации в профессиональном образовании с использованием дистанционных технологий // Современное педагогическое образование. 2025. № 5. С. 317-323. EDN: OKFEFU
  10. Ростовцева М.В., Дулинец Т.Г., Трофимова В.В., Поломошнова А.В., Десятова И.С. Исследование стратегий конфликтного поведения педагогов и психологической атмосферы в педагогическом коллективе // Конфликтология / nota bene. 2023. № 1. С. 94-102. doi: 10.7256/2454-0617.2023.1.39341 EDN: KPJOFU URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39341
  11. Старовойт Н. В. Особенности психологической атмосферы в инклюзивных группах студентов вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2023. № 4. С. 104-118. doi: 10.5922/pikbfu-2023-4-11. EDN: QVZRGX
  12. Страчук А. М. Благоприятный психологический климат как средство повышения продуктивности обучения у студентов СПО // Вестник науки. 2024. Т. 4. № 11 (80). С. 1018-1022. EDN: FLMTIQ
  13. Суркова И. Ю., Егунова Е. С. Социально-психологический климат в воинском коллективе: специфика и факторы влияния // Гуманитарный научный журнал. 2024. № 1-1. С. 60-65. EDN: WPVNWM
  14. Татарчук Е. Р. Психологическая поддержка оптимального климата и атмосферы в женских высококвалифицированных командах по футболу // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 78-78. EDN: JAMABU
  15. Шарова С. Н., Смирнова Н. Б., Вараева Н. В. Проблема оптимизации социально-психологического климата студенческой группы на занятиях английским языком // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 86-3. С. 300-303. EDN: ELTVQS
  16. Шкердина А. А. Значение роли руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата коллектива // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 402-404. EDN: YMBQJN
  17. Le Thanh Thao, Trut Thuy P. Navigating transitions: Vietnamese students' experiences and challenges in the first year of higher education // International Journal of Lifelong Education. 2024. Vol. 44, № 1. P. 38-56.
  18. Li X., Rahman M. S., Yu L. Is University Support Effective? A Longitudinal Study of Cultural Adaptation of South Asian Students in Chinese Universities // Journal of Studies in International Education. 2023. Vol. 28, № 4. P. 643-662.
  19. Li X., Yu Z. Teacher support, academic engagement and learning anxiety in online foreign language learning // British Journal of Educational Technology. 2024. Vol. 55. P. 2151-2172.
  20. Mulyadi E., Permatasari D., Soares D., Syarifudin M., da Silva Pinto T., Sarmento J. Culture Shock: Challenges of International Students // International Journal of Health Engineering and Technology (IJHET). 2024. Vol. 3, № 1. P. 98-112.
  21. Nguyen T. T. T., Hajek J. Motivation for learning Chinese in a study abroad context: Vietnamese students in Taiwan // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2021. Vol. 45, № 2. P. 444-458.
  22. Nguyen-Viet B., Nguyen-Viet B. Gamification in Vietnamese education: Assessing psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and learning effectiveness // Learning and Motivation. 2025. Vol. 89. P. 102101. doi: 10.1016/j.lmot.2025.102101. EDN: LZPPGJ
  23. Zhang Y., Zhang X., Meng Z. Effect of interactive immediacy on online learning satisfaction of international students in Chinese universities: The chain mediating role of learning interest and academic engagement // Acta Psychologica. 2024. Vol. 244. P. 104202. doi: 10.1016/j.actpsy.2024.104202. EDN: UOTFNO

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».