Связь психологической безопасности и переживания террористической угрозы у студентов: межрегиональное исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования объясняется значительным ростом террористической активности в Российской Федерации. Современный терроризм, несущий в себе психотравмирующие последствия, все чаще приобретает опосредованный характер, действуя косвенно через информационное воздействие. Особое внимание в статье уделяется психологической безопасности как внутреннему ресурсу личности, который наряду с другими ресурсами обеспечивает ее устойчивость и защищенность, оказывает сопротивление негативному воздействию террористической угрозы. Одной из менее защищенных категорий, в силу личностной незрелости, является студенческая молодежь. Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между психологической безопасностью личности и переживанием террористической угрозы у студентов из разных регионов. Предметом исследования являются особенности взаимосвязи психологической безопасности личности и переживания террористической угрозы у студентов колледжей. Методы. Были применены методики диагностики переживания террористической угрозы, психологической безопасности личности, эмоциональной безопасности образовательной среды, качества межличностных отношений, витальности, жизнеспособности. Использовались математико-статистические методы: описательная статистика, корреляционный анализ r-Спирмена. Испытуемые. В исследовании участвовали студенты колледжей (349 человек), обучающиеся в разных регионах: белгородском, московском и других субъектах РФ. Результаты. Выявлено, что в регионе с высоким уровнем объективной террористической угрозы (белгородский), наименее подвержены переживанию угрозы теракта студенты, отличающиеся целеустремленностью, домашним благополучием, применяющие конструктивные способы совладания, с развитыми способностями адаптации и позитивными межличностными отношениями. В регионе с опосредованной террористической угрозой (московский), снижение интенсивности переживания наблюдается у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости, способных быстро и эффективно адаптироваться к изменчивости среды, применять конструктивные стратегии, переживающих благополучие в творческой среде. В спокойных (других) регионах, с низким уровнем объективной террористической угрозы снижение уязвимости студенческой молодежи к данной угрозе связано с их целеустремленностью, экзаменационным благополучием конструктивными способами совладания со стрессом. Заключение. Установлено, что корреляционные связи между психологической безопасностью студентов и переживанием ими террористической угрозы различаются в зависимости от региона проживания и специфики влияния угрозы терроризма (реальной / опосредованной). Полученные результаты могут способствовать разработке программ, направленных на развитие личностной устойчивости и формирования психологической безопасности студентов, учитывая специфику влияния внешних угроз.

Об авторах

Татьяна Александровна Финогенова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: tatiana07finogenova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2814-4498
преподаватель; кафедра научных основ экстремальной психологии;

Список литературы

  1. Соснин В. А., Нестик Т. А. Современный терроризм: социально психологический анализ. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. 240 с. EDN: QCTDNL.
  2. Global Terrorism Index 2025 [Электронный ресурс] // Institute for Economics & Peace. 2025. 111 pp. URL: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2025/03/Global-Terrorism-Index-2025.pdf (дата обращения 01.07.2025).
  3. Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: руководство. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2010. 85 с. EDN: QYAGQR.
  4. Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст / Т. А. Финогенова [и др.] // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 41-51. doi: 10.17759/jmfp.2023120304. EDN: BXKCGL.
  5. Финогенова Т. А., Берко А. А. Влияние травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся в контексте террористической угрозы // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 2. С. 61-75. doi: 10.17759/epps.2024010205. EDN: WLSUOC.
  6. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / А. В. Литвинова [и др.] // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 1. С. 8-16. doi: 10.17759/jmfp.2021100101. EDN: YIMMBA.
  7. Сенаторова Е. Н., Балан А. С., Гацуцын В. В. Профессиональное выгорание педагогов средней школы в условиях террористической угрозы [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 1. С. 34-43. doi: 10.17759/epps.2024010104. EDN: OPXIWI.
  8. Быховец Ю. В., Казымова Н. Н. Современные отечественные исследования психологических факторов переживания террористической угрозы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 22-30. doi: 10.31857/S020595920004542-2. EDN: QKXACV.
  9. Котенева А. В. Личностные факторы переживания террористической угрозы студентами // Психология обучения. 2016. № 7. С. 46-64. EDN: WCLKQN.
  10. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 3. С. 5-19. doi: 10.17759/epps.2024010301. EDN: JUXFAJ.
  11. Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований [Электронный ресурс] / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, И. В. Кондакова [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 2. С. 3-29. doi: 10.17759/psyedu.2024160201. EDN: OKOAOX.
  12. Журавлев А. Л., Тарабрина Н. В. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисциплинарным исследованиям (вместо предисловия) // Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С. 5-21.
  13. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте – феномены "оставленности" и "вовлеченности" / Н. Е. Харламенкова [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 71-96. doi: 10.17759/cpse.2022110303. EDN: WSWNBM.
  14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. EDN: QXVSDN.
  15. Особенности личностных ресурсов психологической безопасности студентов разных уровней образования в напряженной социальной среде / И. А. Баева, И. В. Кондакова, М.-Е.-Л. С. Соколова [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2025. № 17 (2). С. 3-21. doi: 10.17759/psyedu.2025170201.
  16. Kemp S. Digital 2024: Global Overview Report [Электронный ресурс] // портал DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения 01.07.2025).
  17. Приходько И. И. Психодиагностический инструментарий определения психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 28-31. EDN: QCPYAH.
  18. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы // Современное образование. 2019. № 3. С. 29-43. doi: 10.25136/2409-8736.2019.3.29191 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29191
  19. Кожухарь Г. С., Ковров В. В. Экспресс-диагностика безопасности образовательной среды детей, попавших в трудную жизненную ситуацию // Экспертиза психологической образовательной среды. Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон – Информ, 2008. № 1. С. 48-51. EDN: VLDDEN.
  20. Рыльская Е. А. Тест "Жизнеспособность человека": разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 25-30. EDN: VUCYMZ.
  21. Резапкина Г. В. Саморазрушительное поведение: причины и профилактика // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 2 (24). С. 18-24. EDN: ZCHOXD.
  22. Кузьмина Г. А. Составляющие инновационного потенциала личности как ресурсы психологической безопасности // Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В. Г. Асеева / под редакцией И. М. Кыштымовой, Л. В. Скоровой. Иркутск: Аспринт, 2021. С. 113-121. EDN: ZVHHPA.
  23. Мальцева Т. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию концептов "жизненная сила" и "субъективная витальность" в рамках концептуальной модели развития субъективной витальности руководителей органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 1. С. 10-19. doi: 10.12737/2500-0543-2020-10-19. EDN: HFGSNN.
  24. Лактионова А. И. Возрастные и гендерные различия жизнеспособности человека. Часть 2 // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 1. С. 96-119. doi: 10.38098/ipran.opwp_2022_22_1_005. EDN: YUNAYM.
  25. Котовская С. В. Психофизиологические факторы профессиональной жизнеспособности специалистов экстремального профиля с позиции эмергентно-синергетического подхода // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. С. 79-87. doi: 10.14529/jpps200109. EDN: HFXPMN.
  26. Казымова Н. И. Факторы риска и ресурсы устойчивости к переживанию террористической угрозы // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 102-109. doi: 10.24158/spp.2017.12.22. EDN: YLFQVW.
  27. Церфус Д. Н., Иванова Т. В., Антилогова Л. Н. Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29. № 3 (98). С. 246-253. doi: 10.24412/1999-6241-2024-398-246-253. EDN: HFQKHJ.
  28. Завязкина К. В., Балан А. С. Ресурсы и психологическая безопасность студентов колледжей с разным уровнем террористической опасности // Личностные ресурсы антистарения: монография / кол. авторов; общ. ред. Т. Н. Березиной, А. В. Литвиновой. Москва: РУСАЙНС, 2024. С. 189-200. EDN: CZNGUT.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».