The relationship between psychological safety and the experience of terrorist threat among students: an interregional study

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the study is explained by the significant increase in terrorist activity in the Russian Federation. Modern terrorism, which carries traumatic consequences, is increasingly becoming indirect, acting indirectly through informational influence. Special attention in the article is paid to psychological safety as an internal resource of a personality, which, along with other resources, ensures its stability and safety, and resists the negative effects of the terrorist threat. One of the less protected categories, due to personal immaturity, is students. The purpose of the study is to identify the features of the relationship between the psychological safety of an individual and the experience of a terrorist threat among students from different regions. The subject of the research is the peculiarities of the relationship between the psychological safety of the individual and the experience of the terrorist threat among college students. Methods of diagnosing the experience of a terrorist threat, psychological safety of the individual, emotional safety of the educational environment, the quality of interpersonal relationships, vitality, and vitality were applied. Mathematical and statistical methods were used: descriptive statistics, r-Spearman correlation analysis. The study involved college students (349 people) studying in different regions: Belgorod, Moscow and other regions of the Russian Federation. It has been revealed that in a region with a high level of objective terrorist threat (Belgorod), students who are characterized by determination, well-being at home, using constructive coping methods, with developed adaptive abilities and positive interpersonal relationships are the least susceptible to experiencing the threat of a terrorist attack. In a region with an indirect terrorist threat (Moscow), a decrease in the intensity of anxiety is observed among students with a high level of stress tolerance, who are able to quickly and effectively adapt to environmental variability, apply constructive strategies, and experience well-being in a creative environment. In calm (other) regions with a low level of objective terrorist threat, reducing the vulnerability of students to this threat is associated with their determination, exam well-being, and constructive ways of coping with stress. It has been established that the correlations between the psychological safety of students and their experience of the terrorist threat vary depending on the region of residence and the specifics of the impact of the threat of terrorism (real / indirect). The results obtained can contribute to the development of programs aimed at developing personal stability and the formation of psychological safety of students, taking into account the specifics of the impact of external threats.

References

  1. Соснин В. А., Нестик Т. А. Современный терроризм: социально психологический анализ. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. 240 с. EDN: QCTDNL.
  2. Global Terrorism Index 2025 [Электронный ресурс] // Institute for Economics & Peace. 2025. 111 pp. URL: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2025/03/Global-Terrorism-Index-2025.pdf (дата обращения 01.07.2025).
  3. Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: руководство. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2010. 85 с. EDN: QYAGQR.
  4. Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст / Т. А. Финогенова [и др.] // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 41-51. doi: 10.17759/jmfp.2023120304. EDN: BXKCGL.
  5. Финогенова Т. А., Берко А. А. Влияние травматических переживаний на психологическую безопасность личности обучающихся в контексте террористической угрозы // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 2. С. 61-75. doi: 10.17759/epps.2024010205. EDN: WLSUOC.
  6. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / А. В. Литвинова [и др.] // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 1. С. 8-16. doi: 10.17759/jmfp.2021100101. EDN: YIMMBA.
  7. Сенаторова Е. Н., Балан А. С., Гацуцын В. В. Профессиональное выгорание педагогов средней школы в условиях террористической угрозы [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 1. С. 34-43. doi: 10.17759/epps.2024010104. EDN: OPXIWI.
  8. Быховец Ю. В., Казымова Н. Н. Современные отечественные исследования психологических факторов переживания террористической угрозы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 22-30. doi: 10.31857/S020595920004542-2. EDN: QKXACV.
  9. Котенева А. В. Личностные факторы переживания террористической угрозы студентами // Психология обучения. 2016. № 7. С. 46-64. EDN: WCLKQN.
  10. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Т. 1. № 3. С. 5-19. doi: 10.17759/epps.2024010301. EDN: JUXFAJ.
  11. Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований [Электронный ресурс] / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, И. В. Кондакова [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 2. С. 3-29. doi: 10.17759/psyedu.2024160201. EDN: OKOAOX.
  12. Журавлев А. Л., Тарабрина Н. В. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисциплинарным исследованиям (вместо предисловия) // Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С. 5-21.
  13. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте – феномены "оставленности" и "вовлеченности" / Н. Е. Харламенкова [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 71-96. doi: 10.17759/cpse.2022110303. EDN: WSWNBM.
  14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. EDN: QXVSDN.
  15. Особенности личностных ресурсов психологической безопасности студентов разных уровней образования в напряженной социальной среде / И. А. Баева, И. В. Кондакова, М.-Е.-Л. С. Соколова [и др.] // Психолого-педагогические исследования. 2025. № 17 (2). С. 3-21. doi: 10.17759/psyedu.2025170201.
  16. Kemp S. Digital 2024: Global Overview Report [Электронный ресурс] // портал DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения 01.07.2025).
  17. Приходько И. И. Психодиагностический инструментарий определения психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 28-31. EDN: QCPYAH.
  18. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы // Современное образование. 2019. № 3. С. 29-43. doi: 10.25136/2409-8736.2019.3.29191 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29191
  19. Кожухарь Г. С., Ковров В. В. Экспресс-диагностика безопасности образовательной среды детей, попавших в трудную жизненную ситуацию // Экспертиза психологической образовательной среды. Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон – Информ, 2008. № 1. С. 48-51. EDN: VLDDEN.
  20. Рыльская Е. А. Тест "Жизнеспособность человека": разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 25-30. EDN: VUCYMZ.
  21. Резапкина Г. В. Саморазрушительное поведение: причины и профилактика // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 2 (24). С. 18-24. EDN: ZCHOXD.
  22. Кузьмина Г. А. Составляющие инновационного потенциала личности как ресурсы психологической безопасности // Развитие и образование личности в современном коммуникативном пространстве: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В. Г. Асеева / под редакцией И. М. Кыштымовой, Л. В. Скоровой. Иркутск: Аспринт, 2021. С. 113-121. EDN: ZVHHPA.
  23. Мальцева Т. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию концептов "жизненная сила" и "субъективная витальность" в рамках концептуальной модели развития субъективной витальности руководителей органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 1. С. 10-19. doi: 10.12737/2500-0543-2020-10-19. EDN: HFGSNN.
  24. Лактионова А. И. Возрастные и гендерные различия жизнеспособности человека. Часть 2 // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 1. С. 96-119. doi: 10.38098/ipran.opwp_2022_22_1_005. EDN: YUNAYM.
  25. Котовская С. В. Психофизиологические факторы профессиональной жизнеспособности специалистов экстремального профиля с позиции эмергентно-синергетического подхода // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. С. 79-87. doi: 10.14529/jpps200109. EDN: HFXPMN.
  26. Казымова Н. И. Факторы риска и ресурсы устойчивости к переживанию террористической угрозы // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 102-109. doi: 10.24158/spp.2017.12.22. EDN: YLFQVW.
  27. Церфус Д. Н., Иванова Т. В., Антилогова Л. Н. Жизнеспособность как условие психологической безопасности будущих специалистов транспортной отрасли // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29. № 3 (98). С. 246-253. doi: 10.24412/1999-6241-2024-398-246-253. EDN: HFQKHJ.
  28. Завязкина К. В., Балан А. С. Ресурсы и психологическая безопасность студентов колледжей с разным уровнем террористической опасности // Личностные ресурсы антистарения: монография / кол. авторов; общ. ред. Т. Н. Березиной, А. В. Литвиновой. Москва: РУСАЙНС, 2024. С. 189-200. EDN: CZNGUT.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».