Воспитание на основе традиционной народной культуры
- Авторы: Руднева Т.И.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 31, № 2 (2025)
- Страницы: 11-15
- Раздел: Мои университеты
- URL: https://medbiosci.ru/2542-0445/article/view/311919
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2025-31-2-11-15
- ID: 311919
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы этнопедагогики и ее развитие в контексте деятельности группы ученых Российской Академии образования, основателей этого направления Г.Н. Волкова, В.М. Коротова, А.Л. Бугаёвой. Они сформулировали «золотое правило» этнопедагогики: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности». Ими были созданы экспериментальные школы, на базе которых проводились исследования традиционной культуры воспитания, народной педагогической культуры, определяющей судьбу любого народа. Участие профессора А.Л. Бугаёвой в разработке концепции программы «Возрождение» в Самаре дало возможность доказать эффективность введения в учебные программы и внеурочную деятельность дополнительного компонента, сочетающего общецивилизованные и этнокультурные традиции, что позволяло решать в 90-е годы непростые задачи по обновлению образовательной системы. Автором статьи доказывается, что исторические события, сведения о которых сохраняются в народной памяти, являются эффективным средством воспитательного воздействия
Полный текст
Каждый провинциальный университет имеет свою историю. Среди историков-краеведов не сложилось единого мнения о том, какое учебное заведение было основоположником Самарского университета. Его открытие было вызвано запросами населения, а каждый его житель пожертвовал по мере своих средств на создание университета. Первый кадровый состав Самарского университета будут представлять приглашенные специалисты.
Постепенно Самарский университет начинает сотрудничать с учебными заведениями, становясь центром торгово-промышленного степного края. С годами аспиранты университета становятся научными руководителями выполняющих кандидатские диссертации. Особый период истории представляет сотрудничество с учеными Российской Академии образования, что позволило создавать и реализовывать жизненно важные научные проекты. В течение полувека формируются научные школы по гуманитарным, в том числе по педагогическим, наукам, одной из которых становится этнопедагогическая школа.
Рождение научных школ по этнопедагогике
Народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития.
К.Д. Ушинский
В условиях социально-экономического кризиса 90-х годов прошлого столетия активно разрабатываются проблемы воспитания подрастающего поколения на основе традиционной народной культуры. Для системы образования России 90-х годов характерны противоречивые тенденции, потребовавшие его обновления. Значимыми социальными функциями школы становятся возрождение и сохранение народных культур через содержание обучения и воспитания, методы и формы их организации, язык как хранитель культуры. Развитие самосознания народа с воздействием народной культуры стимулируется инокультурными влияниями, так как реальный мир полиэтничен и предполагает диалог этносов, готовность к контактам. История доказала, что игнорирование этнического фактора в общественном процессе чревато тяжелыми непредсказуемыми последствиями.
В Российской Академии образования группа ученых (Г.Н. Волков, В.М. Коротов, А.Л. Бугаёва) формулирует «золотое правило» этнопедагогики: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности» (рис. 1). Создаются экспериментальные школы, на базе которых проводятся исследования традиционной культуры воспитания, народной педагогической культуры, определяющей судьбу любого народа. Доказывается, что исторические события, сведения о которых сохраняются в народной памяти, являются эффективным средством воспитательного воздействия.
Под руководством профессора А.Л. Бугаёвой выполняются кандидатские диссертации, защищенные в диссертационных советах Москвы и Самары: У.Н. Зуева, Л.Н. Ковешникова, О.В. Липунова, Г.В. Дивеева, Н.Н. Рудь.
Бугаёва А.Л. – ученый-исследователь проблем этнообразования
Параллельно в двух регионах страны в 90-е годы реализуется программа «Возрождение» (Ханты-Мансийск – Самара), целью которой является включение подрастающего поколения в сокровищницу национально-региональных и мировых культур. Этнопедагогический процесс становится актуальной проблемой научно-исследовательских поисков ученых и педагогических коллективов. Включаясь в разработку концепции, профессор А.Л. Бугаёва проводит мастер-классы с учителями малокомплектных школ Севера, утверждая, что «ключевые ценности этноса сохраняются, опираясь на зафиксированные письменно и устно комплексы идей и представлений о месте того или иного народа в мире. Овладение этими ценностями, идеями, традициями, обычаями, перенесение их в личный опыт и приучение пользоваться ими складывается в систему национального воспитания, способную противостоять ассимиляционным процессам» (рис. 2 и 3).
В Самаре задачи национального воспитания и образования берут на себя экспериментальные школы (№ 12, 13, 54, 57, 132, 176) и Центр внешкольной работы Кировского района. Научное руководство городской программой «Возрождение» осуществляет профессор госуниверситета Т.И. Руднева, а консультантом выступает профессор А.Л. Бугаёва, заместитель директора по научной работе Российской Академии образования. Научное сотрудничество дало начало научной школе, объединившей исследователей Самары и Крайнего Севера, развитие образования которого курировались отделом национальных школ Министерства РСФСР. Ханты-Мансийский окружной институт повышения квалификации учителей стал площадкой для мастер-классов по проблемам этнообразования, а сохранение традиций педагогической науки, этнических традиций стало научной судьбой профессора А.Л. Бугаёвой, около тридцати лет посвятившей созданию системы образования Крайнего Севера, сочетающей традиционное и инновационное. Ею были описаны особенности традиционной педагогической культуры 26 народов Севера, общность которых определялась географическими и историческими факторами, взаимодействие традиционной народной культуры с педагогической наукой. Экспериментальными площадками стали 44 школы, где в учебные программы были введены родной язык и культура [Просвещение 1992; Бугаева 2012].
Традиционная народная культура делает ставку на формирование духовности, характеризуемой бескорыстием, свободой, эмпатийной, взаимной поддержкой, солидарными действиями личности, которые возвышают ее над собственными индивидуально-эгоистичными устремлениями. Народная педагогика для любого этноса судьбоносная: доказательством является то, что 24 депортированных народа России и десятки этнических групп сохранили себя благодаря национальной, народной системе воспитания [Бугаева, Дивеева 2015; Бугаева, Зуева 2002].
Исследования, проведенные профессором А.Л. Бугаёвой на базе школ-интернатов Севера, подтвердили, что этническая картина мира сохраняется на протяжении многих исторических периодов: ментальные установки меняются чрезвычайно медленно, подвергаясь некоторым трансформациям, так как изменение условий жизни приводит к смене представлений и оценок индивида и общества. Важнейший аспект этнической картины мира на всем протяжении человеческой истории и применительно к любому народу – ценностный. Понять жизнь этноса можно только через систему ценностей, которыми руководствуются люди, причастные к этому обществу. Результаты исследований подтвердили, что при изменениях в социальности жизни, при перестройке экономических, политических и правовых отношений даже не осознаваемые до конца глубинные ценности продолжают сохраняться. Присвоение ценностей, эталонных образцов поведения, свойственных этносу и зафиксированных в национальной культуре, определяет национальный характер, национальное сознание и этническое самосознание.
Программа «Возрождение» – традиционность, ориентированная на конструктивные
взаимоотношения с окружающим миром
В период общественных перемен на первый план выходит проблема функционирования традиционной педагогической культуры любого народа, ориентированной на конструктивные взаимоотношения с окружающим миром. Современная педагогическая наука относит этнос к креативным факторам общественного прогресса, способным в исторически короткий срок устранить губительные последствия политических и экономических решений, возродить свое культурно-историческое наследие.
В центре городской программы «Возрождение» в Самаре стала русская школа, пространство которой погружало учеников в этнокультурные традиции как ее носителей и творческих продолжателей, открытых до восприятия инокультурных компонентов. Развивающее пространство каждого образовательного учреждения наполнялось истоками русской национальной культуры. Преподавание учебных дисциплин направлялось на осознание учениками их значения в системе культуры: культурное значение учебных дисциплин, сведения об истории их развития. Проектирование учебно-воспитательного процесса базировалось на фундаментальных особенностях национального самосознания: оно опиралось на знание и понимание национальной культуры, которая фокусирует в себе результат исторического опыта этноса; на развитие национального самосознания с усвоением родного языка, определяющего особенности народа, его традиции, образ жизни. «Этнический ренессанс» проявился в реализации концепций национально-культурного возрождения, в обращении к традициям, духовным ценностям.
В программе выделялись основные направления ее реализации: модернизация содержания на основе базового компонента, ориентирующего учеников на народную культуру в блоке культурологических дисциплин (культурное просвещение); доминирование культурных традиций в содержании учебно-воспитательного процесса, проникновение учебных дисциплин как диалога культур (страноведение, самароведение); ориентация на инновационные образовательные технологии. Была предпринята попытка организации профессионально-педагогической подготовки старшеклассников: создан педагогический класс, ученики которого были включены в эксперимент по определению условий воспитания национального самосознания школьников.
Каждое из шести образовательных учреждений получило статус лаборатории. Так, в школе № 12 проводилась исследовательская работа по теме «Формирование у учащихся представлений о культуре народов Поволжья на основе предметов культурологического цикла». Тема «Городская культура» реализовывалось в школе № 13 не случайно: еще с 80-х годов ХIХ века, будучи гимназией князей Хованских, она была частью культурной жизни города. В учебные планы были введены предметы: самарское культурное краеведение, самароведение. Предметом исследования в лаборатории школы № 54 стал процесс развития общей одаренности школьников в условиях билингвистической среды. Преподавание иностранных языков велось с первого по одиннадцатый классы с погружением в российскую национальную культуру в культурологическом, филологическом, историко-социальном, естественно-математическом блоках учебных дисциплин.
На базе краеведческой школы-лаборатории № 57 была создана Ассоциация учителей-краеведов, которые вместе с учениками подготовили и издали «Очерки по истории Куйбышевского района Самары». Введение славяноведческого компонента в учебные программы школы № 132 ставило задачу приобщения обучающихся к культурному наследию своего народа. Предметом исследования, проводимого в лаборатории школы № 176, стал культурный быт России от старины до современности. Таким образом, содержание и воспитание учащихся экспериментальных школ осуществлялось по принципу расширяющегося круга культур (от этнической до мировой) в контексте их диалога. В центре всех мероприятий, проводимых на базе школ и в городском масштабе, был продолжатель этнокультурных традиций с чувством национального самосознания и открытостью для других культур. Результаты проведенных исследований подтверждались защитой кандидатских диссертаций: Никулина Е.Б. Нравственно-этическое воспитание младших школьников на основе этнокультурный традиций (13.00.01): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2000. 19 с. (рис. 4 и 5).
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурные традиции. Духовно-нравственные проблемы», прошедшая 12–14 мая 1999 года, стала важным этапом подведения итогов и подтверждения перспективных направлений развития программы «Возрождения». В своем выступлении Г.Н. Волков, профессор РАО, призвал прислушаться к пророческим концептуальным требованиям К.Д. Ушинского: «Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». А.Л. Бугаёва, член организационного комитета конференции, отметила особое значение программы «Возрождение», способствующей формированию у школьников не только национальной гордости, чувства патриотизма, но и толерантности поведения, уважения к иным культурам.
Заключение
Научному росту преподавателей Самарского университета способствовали контакты с учеными Российской Академии образования на основе исследования проблемы сохранения традиционной культуры воспитания молодежи, этнокультурная функция которой обеспечивает уникальность и самобытность национального наследия.
Участие профессора А.Л. Бугаёвой в разработке концепции программы «Возрождение» в Самаре позволило на основе анализа опыта общеобразовательных учреждений доказать, что эффективность формирования национального самосознания личности достигается введением в учебные программы и внеурочную деятельность дополнительного компонента, сочетающего общецивилизованные и этнокультурные традиции.
Как ученый-исследователь, А.Л. Бугаёва внесла значительный вклад в развитие образования в Самаре, поддерживая научные связи с ее педагогическим сообществом, решающим в 90-е годы прошлого столетия непростые задачи по обновлению образовательной системы, когда новой социальной функцией школы становилось возрождение и сохранение народных культур.
Об авторах
Т. И. Руднева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: rudneva07@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-4950
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Просвещение … 1992 – Просвещение на Крайнем Севере / сост. А.Л. Бугаева, Е.Н. Самойлова. Санкт-Петербург: Просвещение, Санкт-Петербургское отделение, 1992. 336 с.
- Бугаева 2012 – Бугаева А.Л. Содержание системы повышения квалификации учителей школ коренных малочисленных народов Севера в условиях модернизации образования // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 5–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-shkol-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-v-usloviyah-modernizatsii.
- Бугаева, Дивеева 2015 – Бугаева А.Л., Дивеева Г.В. Управленческие компетенции руководителя образовательного учреждения Севера // Вестник Самарского университета. 2015. № 7 (129). С. 222–227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24142303. EDN: https://elibrary.ru/uihyrd.
- Бугаева, Зуева 2002 – Бугаева А.Л., Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. 188 с.
Дополнительные файлы
