История рода Проход: легенды и реальность (историко-генеалогическое исследование, конец XVIII – начало XX в.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье нашли отражение результаты историко-генеалогического исследования рода Проход – потомков, согласно семейным преданиям, запорожских казаков, проживавших на территории Новороссии в Таврической губернии. Хронологические рамки работы охватывают конец XVIII – начало XX в. Основные методы и подходы, на которые опирались авторы: аналитический, микроисторический, биографический, историко-антропологический. Источниковую базу составили неопубликованные архивные документы (метрические книги, ревизские сказки), находящиеся на хранении в Государственном архиве Запорожской области. Значительную роль сыграли также эго-документы, а именно источники автобиографического характера: воспоминания одного из представителей рода Василия Фомича Проходы́ и уроженки Бердянского уезда Таврической губернии Антонины Хелемендик-Кокот. Авторы статьи приходят к выводу, что история рода Проход – это отражение истории, которая создавалась и творилась вокруг этой семьи, а ее представители становились частью исторического процесса, в котором легенды и мифы смешивались с реальностью, а дух «непокорных» и свободолюбивых предков жил и периодически направлял представителей рода на поиски лучшей доли, неважно, в чем она выражалась – в обретении большего количества земли или в ощущении свободы. Выявленная информация позволила осветить историю исследуемого рода достаточно объемно и представить ее в широкой канве происходивших в стране событий конца XVIII – начала XX в. Статья адресована специалистам в области генеалогии, микроистории, исследователям истории Новороссии

Полный текст

Введение

В данной статье представлены результаты историко-генеалогического исследования рода Проход. Хронологические рамки охватывают конец XVIII – начало XX в. Работа является в некоторой степени продолжением научной публикации одного из авторов, посвященной исследуемой фамильной линии, но рассмотренной только в контексте событий XX в. [Астафьев 2024]. Территориальные рамки охватывают Новороссию, а именно Таврическую губернию.

Цель работы заключается в том, чтобы, с одной стороны, показать определенные итоги изысканий в области родовой истории, а с другой – проанализировать влияние общеисторических процессов на судьбы семей и отдельных ее представителей. Методы и подходы, примененные авторами в данном исследовании: аналитический, микроисторический, биографический, историко-антропологический. Род поселян, а затем государственных крестьян Проход рассматривается на протяжении двух столетий в отражении тех ключевых событий, которые происходили в нашем государстве в указанный период времени.

Источники и историография проблемы

Источниковую базу данного исследования составили, во-первых, метрические книги, хранящиеся в Государственном архиве Запорожской области (ГАЗО). Во-вторых, два источника автобиографического характера: воспоминания одного из представителей рода – Василия Фомича Проходы́ и уроженки Бердянского уезда Таврической губернии Антонины Хелемендик-Кокот. Они были написаны на украинском языке и изданы в Канаде, где авторы находились в эмиграции. Воспоминания интересны тем, что содержат информацию о заселении края, об истоках и представителях рода Проход. В-третьих, в качестве источника использовано описание Таврической епархии 1887 года. Привлечение этого материала необходимо для понимания территориальной локализации исследуемого рода, т. к. необходимо учитывать обстоятельства возникновения и заселения населенных пунктов, изменения административно-территориальной принадлежности, переселения семей на новые места жительства. История рода – это пространства, пути пересечения, которые необходимо выявить и изучить для воссоздания полноценной картины. Специфика такого источника заключается в том, что авторы при написании подобных работ обращались не только к документам, но и к легендам и устным нарративам, что вызвало определенную сложность при изучении истории заселения мест проживания семьи Проход.

Историко-генеалогическая тематика в последние годы привлекает внимание как профессиональных историков, так и независимых исследователей. Это говорит нам о признании значимости подобных работ в исторической науке, а также о том, что для многих людей стало важным не только найти информацию о своих предках, но и поделиться ею с общественностью, представить результаты своих поисков как в небольших публикациях, так и в объемных монографиях. И если в период формирования генеалогии как науки объектом изучения чаще всего выступали преимущественно родословные представителей элиты (княжеские, боярские, дворянские), то сегодня исследуются священнические, купеческие, однодворческие, крестьянские и другие родословные [Астафьев, Годовова 2022; Баринова 2023; Высоцкая 2022; Джафарова 2023; Добровольский 2022; Коваленко 2022; Наградов 2021; Нилогов 2023; Нилогов 2024; Медведева 2021; Пахолкова 2024; Петин 2021; Петин 2023; Преображенская 2023; Степанов 2024; Сысуев 2024].

Новороссия – Орехов. Заселение: легенды и реалии

Начнем с описания территории проживания исследуемого рода в конце XVIII в. В то время это были земли Новороссии – региона, ставшего частью Российской империи во второй половине XVIII в. Его активное заселение началось после отвоевания земель у Крымского ханства. Часть земель Новороссии относилась до присоединения к Запорожской Сечи, которая была упразднена манифестом императрицы Екатерины II от 1775 г. На этой территории существовали зимовники и слободы запорожских казаков. Многие из запорожцев в итоге вернулись на прежние места своего проживания. С ними соседствовали ногайцы, проживавшие в аулах и перешедшие в российское подданство. В ходе освоения вновь образованных губерний земли раздавались крестьянам, однодворцам, казакам, отставным солдатам и другим колонистам, которые прибывали из губерний Центральной России, Малороссии и т. д. Население пополнялось даже за счет преступников и ссыльнопоселенцев, отправляемых на каторжные работы на Днепровскую укрепленную линию. К примеру, более 400 колодников прибыло в Александровскую крепость в 1775 г. Это были осужденные за участие в крестьянской войне на стороне Емельяна Пугачева. Каторжники имели право создавать семьи и заводить детей [Макидонов 2021, с. 70–72].

Специфика освоения Новороссии заключалась в том, что ее заселение носило как организованный, так и стихийный характер. Проявлением стихийности выступало, например, то, что население пополнялось в т. ч. за счет беглых крепостных крестьян, при этом власти практически не обращали на это внимания, поскольку перед ними стояли важные задачи освоения территории. Наоборот, издавались документы, которые предоставляли льготы и привилегии для переселенцев. Таким образом, в регионе формировался разнообразный национальный (русские, украинцы, сербы, греки, болгары, армяне, немцы и др.) и конфессиональный состав населения. При этом большую часть переселенцев составляли русские и украинские крестьяне. Украинское население формировалось за счет выходцев из Черниговщины и Полтавщины, а также западных районов Слободской Украины. Преобладающую часть русских переселенцев составляли выходцы из южнорусских губерний (Курской, Воронежской и др.), но определенный процент среди них приходился также на переселенцев из центральных и северных губерний [История Новороссии 2017, с. 191].

Населенный пункт, в котором мы впервые встречаем документальные упоминания исследуемой нами фамилии, на протяжении истории периодически менял свою административную принадлежность и статус: Таврическая область, Днепровский уезд, селение Ореховое; Новороссийская губерния, Мариупольский уезд, селение Ореховое (с 1801 г. получило статус города); Таврическая губерния, Мелитопольский уезд, город Орехов; Таврическая губерния, Бердянский уезд, Ореховская волость, город Орехов и т. д. В 1842 г. Орехов перешел в статус заштатного города.

По существующим версиям, селение Ореховое возникло в 1783 г. как слобода, основными жителями которой были военные поселяне и строители Днепровской укрепленной линии. Цель строительства этой засечной черты заключалась в том, чтобы осуществлять защиту южных рубежей государства от набегов крымских татар. Соответственно, ряд населенных пунктов возникал непосредственно на линии. В связи с этим предполагаем, что население Орехового составляли запорожцы, поселенные солдаты, беглые крестьяне и др., которые селились на берегу р. Конки. Версии о топонимике Орехового разнятся. Согласно одной из них, название связано с тем, что первые жители были переселенцами из села Ореховки Миргородского повета Полтавской губернии. Вторая версия – село получило название из-за балки, в которой росли земляные орехи. К сожалению, отсутствие документов, касающихся ранней истории Орехова, не позволяет нам дать точный ответ на этот вопрос. По Ореховке Полтавской губернии также не выявлены необходимые источники, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данную версию.

О том, как шла колонизация исследуемой нами территории, свидетельствуют воспоминания очевидцев. По их свидетельствам, заселение территории Ореховки осуществлялось в два этапа. Сначала пришли черниговские переселенцы и бывшие запорожские казаки, жившие ранее на правом берегу Конки в зимовнике казака Лыско, а затем, в конце 1780-х гг., прибыли полтавские переселенцы. Насколько можно доверять словам старожилов? Ведь все они были преклонного возраста. Стефан Гординский-Попович – один из первых жителей Орехова (в 1837 г. – 115-летний); Григорий Андреевич Тельбух – бывший староста близлежащего с. Преображенка (в 1872 г. – по одной версии, 108-летний, по другой – 115-летний) и «самый молодой» – Михаил Ткач (в 1872 г. – 96-летний) (Таврическая епархия 1887). Исходя из такого возраста, каждый из них действительно мог наблюдать воочию за процессом заселения Орехова, но в реальности это маловероятно, и, скорее всего, их истории опираются на хранящиеся в памяти воспоминания первых поселенцев. Для определения возраста Тельбуха мы провели анализ ревизских сказок по селу Преображенка. Согласно одной записи, Григорию Андрееву Тельбуху в 1858 г. 63 года (примерно 1795 г. р.) (ГАЗО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 749. Л. 580). Тогда на момент опроса ему было примерно 77 лет. Согласно еще одной записи, обнаруженной в метрической книге 1875 г., смерть Григория Андреева Тельбуха произошла в возрасте 115 лет (!) от старости (ГАЗО. Ф. 5593. Оп. 2. Д. 948. Л. 136), следовательно, он примерно 1760 г. р.

По словам Григория Тельбуха, «первым поселенцем Орехова был около 1775 г. крестьянин с. Обмачева, Черниговской губернии, Юшка, которого сын Никифор был первым головою в ореховской сборной избе, открытой около 1782 г., а вслед за ним стали селиться здесь беглые помещичьи крестьяне и преступники из южной России. В ту пору было здесь не более 8 разбросанных хат; до реки Конки все были плавни. Беглецы селились по высоким грядам плавней, потому что здесь прекращалось всякое преследование их, а в плавнях за камышом, лозой и вербой нельзя было и преследовать их». По словам Ткача, «в Орехове в 1786 г. было 20–30 дворов, где жили беглецы, а в окружавших Орехов степях водилось много волков, зайцев, лисиц и диких лошадей» (Таврическая епархия 1887). Данные свидетельства вполне могут соответствовать реальности, поскольку на начальном этапе заселение этих мест так и происходило, а в метрических книгах конца XVIII в. встречаются записи с упоминанием дворянина сотенного атамана Ивана Юшка (возможно, потомок того первого Юшка).

Первые метрические книги по Орехову датируются концом XVIII в. (начиная с 1796 г.) (ГАЗО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 1). На тот момент в нем было две церкви: соборная (Покровская) и кладбищенская (Свято-Духовская). В 1799 г. в Орехов перевели Мариупольское духовное управление из г. Токмака. В записях метрических книг уже четко фиксируются ореховские жители или поселяне.

От Шкурок до Проход: в поисках корней

Обратимся к мемуарам Василия Проходы́, поскольку в них есть отрывок, в котором отражена легенда о появлении на территории Орехова первого представителя рода в образе первопроходца, преодолевающего значительные пространства. Это своего рода отражение общего нарратива о вольных запорожцах – странствующих, воюющих, обладающих даже магическими способностями. «Тогда часть запорожцев отправилась вниз по Днепру казаковать на территории Крымского ханства, а часть отправилась вне Большого Луга по левобережью реки Конки хозяйничать также под крымским ханом. Среди них был и мой прапрадед Прохода, прозванный так за то, что он прошел большое пространство, путешествуя на Сечь где-то из Карпат от тамошних покорителей. Осел он на левом берегу Конки в Орехове, против которого была на правом берегу Преображенка» [Прохода́ 1967, с. 9]. Согласно легенде, род имеет отношение к запорожским казакам. Дальнейшая история покажет нам, что многим из Проход, как и их далекому предку, придется странствовать, скитаться, бежать, осваивать новые земли. Орехов стал их пристанищем, но только на пару столетий.

К сожалению, проверить легенду о происхождении рода не представляется возможным на данный момент, поскольку отсутствуют необходимые для этого документы. Антонина Хелемендик-Кокот в тексте мемуаров указывает на происхождение ее предков из запорожских казаков. Она пишет о том, что ее дед Петр Хелемендик (Хелемендики родом из Орехова) – запорожский казак, а ее мать, урожденная Андрущенко (Андрущенко родом из Новоданиловки Бердянского уезда, а ранее из Орехова), – из казацкого рода» [Хелемендик-Кокот 1989, с. 1]. Запорожские казацкие корни явно подчеркиваются в родословных выходцев из ореховских земель.

«Осел он на левом берегу Конки в Орехове, напротив которого была на правом берегу Преображенка. Преображенцы «преобразились» на покорных его величеству московскому Петру I, а ореховцы оставались непокорными больше полусотни лет, пока не узнали «просвещенного» правления Екатерины II», – отмечает Василий Прохода [Прохода́ 1967, с. 9]. В этом отрывке есть некоторые исторические расхождения, поскольку заселение земель происходило при Екатерине II. По-видимому, речь идет о том, что Преображенка заселялась преимущественно централизованно – отставными солдатами, казаками, государственными крестьянами, а Орехов скорее стихийно – запорожскими казаками, белыми крестьянами и т. д. Опять же автор намеренно подчеркивает «непокорность» ореховцев, указывая на вольный, свободный дух запорожцев, стоящих у основания селения. Недаром и сам Прохода называет свои мемуары «Записки непокорного». Не будем забывать и о других категориях «непокорных» первопоселенцев – беглые крестьяне, преступники и др.

Далее он пишет: «Там жилось моему прадеду неплохо, потому что земля в Ореховском районе была урожайная, да и в плавне в Великий Луг можно было ездить за рыбой, которой водилось там множество. Позже стало труднее, а потому мой дед Петр, кроме хлебопашества, занимался гарбарством (кожевенным делом), за что ореховцы прозвали его шкуркой» [Прохода́ 1967, с. 9–10]. Выявление факта наличия вышеуказанного прозвища позволило расширить поисковую деятельность по изучению рода, поскольку записи в метрических книгах отразили параллельное существование двух фамилий – Шкурка (варианты написания Шкурин, Шкурченко) и Прохода́, причем если автор мемуаров указывал, что прозвище относилось к Петру, то, согласно записям, как мы выявили в ходе исследования, оно применялось и по отношению к отцу Петра – Григорию Ивановичу, первому документально известному представителю рода (ГАЗО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 1. Л. 7; Д. 28. Л. 58). Изначально в метрических книгах Григорий записывается Шкуркой, и только потом, уже в начале XIX в., периодически фиксируется фамилия Прохода́ (ГАЗО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 1. Л. 130). Петр также то Шкурка, то Прохода́ (ГАЗО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3. Л. 151; Д. 5. Л. 183), но затем на уровне поколения детей Петра Григорьевича фамилия стабилизируется и окончательно остается Прохода́. Ситуация абсолютно типична для того времени, и примеры такого рода не единственные, поскольку фамилии образовались по-разному: от отчеств, дедичеств, прозвищ, и, как следствие, часто в документах встречается одновременное существование у людей двух фамилий.

Что в итоге дал анализ отрывка с легендой о первых представителях рода? По описанию, возможно, первым пришедшим на ореховские земли мог быть легендарный запорожец Иван, о котором мы, по сути, вообще ничего не знаем. Затем предание гласит о появлении в роду прозвища Шкурка, но документы скорее говорят нам об обратном. Шкурки предшествуют Прохода́м. И появление прозвища Прохода́ могло на самом деле в реальности связываться не с дальним переходом легендарного предка, а возможно, с личными качествами носителя, поскольку слово «прохода́» имеет значение также предприимчивого, проходного, толкового и т. д. человека. Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках историко-генеалогического исследования семейные или родовые легенды всегда требуют проверки, поскольку информация в них может смешиваться и наслаиваться одна на другую, что объясняется спецификой передачи устных воспоминаний.

В 1870-е гг. основная часть семьи Проход переселилась в образованное выходцами из г. Орехова село Новоданиловка Бердянского уезда Таврической губернии, а Фома Петрович (отец Василия Фомича. – Д. А., Е. В.) после смерти жены решил уехать на Кубань. «Он с батогом отправился аж до Азовского моря и обошел его, остановившись на долгое время в Гуляй-Борисовке, на южной Донщине, у земляка тавричанина Трохима Бредихина» [Прохода́ 1967, с. 10]. На Кубанщине родились его дети, в т. ч. и автор мемуаров Василий Прохода́. После смерти отца Василий Фомич с матерью и другими детьми в 1910 г. вернулись в Новоданиловку.

Василий Прохода́ пишет: «В Новоданиловке близ Орехова жил и хозяйствовал старший брат нашего отца Иван. Его единственный сын Хома (мой двоюродный брат) имел двоих сыновей старше меня. Они были хорошими кузнецами и имели мастерскую для изготовления тавричанских бричек, которые славились тогда по всей Украине. Хозяйство Хомы было хорошее, но он был недоволен средним достатком. Было ему в Новоданиловке тесно, а поэтому после закрепления в частную собственность земли решил ее продать и переселиться на целинные земли Тургайско-Уральского края, современного Казахстана, и перенести туда свою кузнечную мастерскую. Той весной 1910 года, когда мы приехали в Лиман, как называли Новоданиловку, потому что до нее лиманом заходила вода с речки Конки, по которой три столетия запорожцы, возвращаясь с турецкого похода, переправляли свои чайки, Хома уже продал свою землю, и все было готово для переселения за Урал» [Прохода́ 1967, с. 109]. Дух предка, прошедшего от Карпат до Сечи, видимо, периодически просыпался в его потомках, им становилось тесно на Ореховщине, и они отправлялись в свой путь: Фома Петрович на Кубань, Фома Иванович в далекую Тургайскую область.

В данном отрывке идет речь о Фоме Ивановиче Проходе (прапрадеде Д.А. Астафьева. – Д. А., Е. В.), который в начале XX в. вместе со своей семьей переселился на еще неосвоенные земли Тургайской области. Масштабные исторические события бурного и «короткого» XX в. привели к тому, что представители рода оказались по разным причинам и обстоятельствам рассеяны практически по всему миру. На основе метрических книг и ряда других источников составлена родословная Проход в виде поколенной росписи (ГАЗО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 1. Л. 7, Л. 130; Д. 2. Л. 236; Д. 3. Л. 151, Л. 212; Д. 5. Л. 183, Л. 243; Д. 8. Л. 355; Д. 17. Л. 98, Л. 245, Л. 277; Д. 18. Л. 68; Д. 22. Л. 169; Ф. 179. Оп. 1. Д. 11. Л. 278; Ф. 179. Оп. 1. Д. 27. Л. 77;
Ф. 246. Оп. 1. Д. 3. Л. 10; Д. 7. Л. 11; Д. 26. Л. 21; Д. 28. Л. 58; Д. 33. Л. 8; Д. 34. Л. 55; Д. 31. Л. 35; Д. 32. Л. 323; Ф. 5593. Оп. 2. Д. 33. Л. 83; Д. 881. Л. 94; Д. 955. Л. 129; Д. 959. Л. 170, 219; Оп. 3. Д. 695. Л. 56). Роспись доведена до начала XX в., исходя из определенных нами хронологических рамок исследования, поэтому представлена в урезанном виде, в пределах 5 поколений Проход.

I

Иван Шкурка (?) Прохода (?) *? + ? Запорожский казак.

II

1.1. Григорий Иванов Шкурка (Прохода) *1775 г. + 1831 г. Ореховский житель.

Ж – Домника Васильева (Чередниченко) *? + ? Дочь ореховского поселянина. Обвенчались в 1799 г.

III

Косма Григорьев *1807 г. +1811 г.

Петр Григорьев Шкурка (Прохода) *1810 г. +? Ореховский поселянин.

1 Ж – Домникия Григорьева (Романенко) *? +? Дочь ореховского поселянина. Обвенчались в 1829 г.

2 Ж – Агрипина Васильева (Кандибка). *? +? Ореховская вдова солдатка. Обвенчались в 1857 г.

Евдокия Григорьева *1813 г. +?

М – Диомид Григорьев Блудов *1815 г. +? Ореховский житель. Обвенчались в 1833 г.

Стефанида Григорьева *1816 г. +?

IV

1.1.2.1. Параскева Петрова *1830 г. +?

1.1.2.2. Федор Петров *1832 г. +1832 г.

1.1.2.3. Иоанн Петров *1834 г. +? Государственный крестьянин г. Орехова.

Ж – Улияния Стефанова (Быкова) *1835 г. +? Казачка Полтавской губернии Пирятинского уезда города Пирятина. Обвенчались в 1856 г.

1.1.2.4. Агафия Петрова *1835 г. +1836 г.

1.1.2.5. Илия Петров *1845 г. +1846 г.

1.1.2.6. Фома Петров *1841 г. +1901 г. Государственный крестьянин г. Орехова. Житель с. Акимовки Мелитопольского уезда Таврической губернии. Житель станицы Павловской Ейского отдела Кубанской области.

1 Ж ? *? + ?

2 Ж – Евфимия Иосифова (Толмачева) *1834 г. +1873 г. Государственная крестьянка с. Акимовка Мелитопольского уезда Таврической губернии. Обвенчались в 1872 г.

3 Ж – Матрена Трофимова Бредихина. Жительница станицы Павловской Ейского отдела Кубанской области.

1.1.2.7. Александра Петрова *1850 г. +?

1.1.2.8. Андрей Петров *1858 г. +1889 г. Государственный крестьянин с. Новоданиловки Бердянского уезда Таврической губернии.

Ж – Екатерина Петрова (Дзюба) *1857 г. +? Государственная крестьянка с. Скелеватого Бердянского уезда Таврической губернии. Обвенчались в 1882 г.

V

1.1.2.3.1. Анисия Иоанновна *1857 г. +?

1.1.2.3.2. Елена Иоанновна *1864 г. +1865 г.

1.1.2.3.3. Фома Иоаннов *1870 +? Государственный крестьянин г. Орехова. Государственный крестьянин с. Новоданиловки Бердянского уезда Таврической губернии.

Ж – Евдокия Евфимиева (Сергиенко) *1869 +? Государственная крестьянка с. Преображенка Александровского уезда Екатеринославской губернии. Обвенчались в 1888 г.

1.1.2.6.1. Михаил Фомин *1873 г. +?

1.1.2.6.2. Василий Фомин *1890 г. +1972 г. Родился в станице Павловской на Кубани. Проживал в г. Орехове Бердянского уезда Таврической губернии.

Ж – Мария Александрова (Заржицкая) *1895 г. +1976 г. Родилась в г. Каменец-Подольский Каменец-Подольского уезда Подольской губернии.

1.1.2.6.3. Емельян Фомин *1893 г. +? +1948 г. Родился в станице Павловской Ейского отдела Кубанской области. Младший унтер-офицер из государственных крестьян с. Новоданиловки Бердянского уезда Таврической губернии.

Ж – София Антониева (Романенко). *1893 г. +1973 г. Государственная крестьянка с. Новоданиловки Бердянского уезда Таврической губернии. Обвенчались в 1917 г.

1.1.2.6.4. Федор Фомин *? +1915 г. Родился в станице Павловской Ейского отдела Кубанской области.

1.1.2.6.5. Григорий Фомин *? +? Родился в станице Павловской Ейского отдела Кубанской области.

Ж – Горпина Денисова Павельченко. Родом из Кубанской области.

1.1.2.6.5. Ефросиния Фомина *? +? Родилась в станице Павловской Ейского отдела Кубанской области.

М – Андрей Иосипов Мороз. Родом из Кубанской области.

1.1.2.8.1. Мавра Андреева *1885 г. +? Государственная крестьянка с. Новоданиловки Бердянского уезда Таврической губернии.

М – Исидор Кириков Шлея *1885 г. +? Государственный крестьянин с. Преображенка Александровского уезда Екатеринославской губернии.

1.1.2.8. 2. Матрона Андреева *1887 г. +1942 г. Государственная крестьянка с. Новоданиловки Бердянского уезда Таврической губернии.

М – Иоанн Андреев Дротянка *1887 г. +1970 г. Государственный крестьянин с. Малая Токмачка Бердянского уезда Таврической губернии. Обвенчались в 1905 г.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы отразили результаты историко-генеалогического исследования рода Проход в хронологических рамках конца XVIII – начала XX в. Для воссоздания родословной нами были привлечены архивные материалы и эго-документы, что и позволило достаточно подробно осветить историю изучаемого рода на протяжении практически двух столетий. К сожалению, как часто бывает в подобных исследованиях, не на все вопросы находятся ответы в связи с отсутствием необходимых источников, но поиск не останавливается, и у нас есть перспективы для дальнейших изысканий в области генеалогии Проход.

История данного рода – это отражение истории, которая создавалась и творилась вокруг них, и они вольно или невольно становились ее частью, в которой легенды и мифы смешивались с реальностью, а дух «непокорных» и свободолюбивых предков жил в них и периодически направлял представителей рода на поиски лучшей доли, неважно, в чем она выражалась – в обретении большего количества земли или ощущении свободы.

По примеру своего легендарного предка – запорожца Проходы́, прошедшего от Карпат до Сечи, его потомки отправлялись в собственный путь. Это история не только людей, но и фамилий: Шкурки и Проходы́ некоторое время существовали одновременно и равнозначно, но настало время – и Шкурки стали окончательно Проходами. В XX в. одному из сыновей Фомы Ивановича Проходы́ – Федоту – пришлось сменить фамилию и стать Приходько ради спасения собственной семьи. Так, среди потомков большого рода возникла еще одна фамилия, что отражало все перипетии и сложности, в которых люди оказались, попав в жернова большой истории, и тем самым оказались вынуждены переписывать персональную и семейную историю. Легендарное оборотничество запорожских казаков обретало новый смысл в суровых реалиях XX столетия. Выявленная информация позволила осветить историю исследуемого рода достаточно объемно и представить ее в широкой канве событий, происходивших в стране в конце XVIII – начале XX в. Надеемся, что результаты окажутся полезными при проведении аналогичных исследований в области генеалогии, микроистории, а также истории Новороссии.

×

Об авторах

Д. А. Астафьев

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: astafev25@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8374-0498

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России

Россия, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Е. В. Годовова

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: godovova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5798-3413

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России

Россия, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Прохода́ 1967 – Прохода́ В. Записки непокірливого. Книга перша. В Україні. Історія національного усвідомлення, життя і діяльності звичайного українця. Торонто: Пробоєм, 1967. 434 с.
  2. Хелемендик-Кокот 1989 – Хелемендик-Кокот А. Колгоспне дитинство й нiмецька неволя. Спогади. Торонто, 1989. 360 с.
  3. Астафьев, Годовова 2022 – Астафьев Д.А., Годовова Е.В. Особенности изучения генеалогии однодворческих родов XVIII в. (на примере рода Астафьевых) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2022. Т. 28, № 4. С. 24–32. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-4-24-32. EDN: https://elibrary.ru/jcmyvs.
  4. Астафьев 2024 – Астафьев Д.А. Проходы из Таврической губернии: метаморфозы семейной истории на фоне бурных событий XX в. // Научный вестник Крыма. 2024. № 6 (52). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75140361. EDN: https://elibrary.ru/nrjsjw.
  5. Баринова 2023 – Баринова Е.П. Спорные вопросы генеалогии дворянского рода Племянниковых // Историческая наука и архивы в XXI веке: материалы Второй Всероссийской с международным участием научной конференции историков и архивистов, Самара, 30–31 марта 2023 года / отв. ред. М.М. Леонов. Самара: ООО «САМАРАМА», 2023. С. 390–401. DOI: https://doi.org/10.18287/978-5-6049622-0-6-2023-49. EDN: https://elibrary.ru/rbqjnp.
  6. Высоцкая 2022 – Высоцкая Е.П. Семья Сабо // Донской временник: Краеведческий альманах. Ростов-на-Дону: ООО «Донской издательский дом», 2022. С. 84–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50260262. EDN: http://elibrary.ru/rhzkdu.
  7. Джафарова 2023 – Джафарова О.В. История одной фотографии: культура повседневности через призму генеалогии // Этнодиалоги. 2023. № 1 (70). С. 134–158. DOI: http://doi.org/10.37492/ETNO.2023.70.1.009. EDN: https://elibrary.ru/oxmwiz.
  8. Добровольский 2022 – Добровольский А.В. История рода Добровольских: документы и материалы XIX–XX вв. // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: Воспитание как часть образовательного процесса: материалы XXXIII Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 26 января 2022 года. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. С. 9–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49441557. EDN: https://elibrary.ru/mkgpta.
  9. История Новороссии 2017 – История Новороссии / отв. ред. В.Н. Захаров; Российское историческое общество; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 864 с. URL: https://iriran.ru/publications/2916.
  10. Коваленко 2022 – Коваленко Н.С. Прошлое семьи Коваленко в контексте истории Закубанья (вторая половина XIX – начало XX в.) // История и обществознание. 2022. № 19. С. 54–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49519093. EDN: https://elibrary.ru/xgudmx.
  11. Макидонов 2021 – Макидонов А.В. История Днепровской линии. Новые документы и материалы (1770–1797). Запорожье: СТАТУС, 2021. 564 с. URL: https://djvu.online/file/02BFgEWSLReh6.
  12. Медведева 2021 – Медведева Н. А. Священнический род Карамышевых на Урале // Православие на Урале: связь времен. 2021. № 10. С. 40–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54300029. EDN: https://elibrary.ru/evxnel.
  13. Наградов 2021 – Наградов И.С. Дом старообрядцев Скобёлкиных: генеалогия, религиозная и хозяйственная жизнь владельцев, музеефикация здания // Костромской край и сопредельные территории в древности, Средневековье и в Новое время: сборник научных трудов межрегиональной научной конференции, Кострома, 02 декабря 2021 года. Кострома: Костромской музей-заповедник, 2021. С. 272–288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48341779. EDN: https://elibrary.ru/wujvik.
  14. Нилогов 2023 – Нилогов А.С. Документальная реконструкция родословной Кызласовых // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2023. № 4 (42). С. 103–114. DOI: http://doi.org/10.23951/2307-6119-2023-4-103-114. EDN: https://elibrary.ru/modsnk.
  15. Нилогов 2024 – Нилогов А.С. К генеалогии красноярских купцов Кузнецовых // Сибирский архив. 2024. № 1 (19). С. 56–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65578772. EDN: https://elibrary.ru/tgwsvq.
  16. Пахолкова 2024 – Пахолкова Т.В. Череповецкие купцы Митины (генеалогия) // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. 2024. № 1 (32). С. 13–17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65066463. EDN: https://elibrary.ru/vvggke.
  17. Петин 2021 – Петин Д.И. История омского рода Батюшкиных / Министерство культуры Омской области; Исторический архив Омской области. Омск: Типография «Золотой тираж», 2021. 140 с. ISBN 978-5-8042-0752-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47464451. EDN: https://elibrary.ru/tjzqcr.
  18. Петин 2023 – Петин Д.И. Генеалогия омского рода Батюшкиных первой половины XIX в. по церковным актовым записям // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 1. С. 58–64. DOI: http://doi.org/10.25206/2542-0488-2023-8-1-58-64. EDN: https://elibrary.ru/gdgrfv.
  19. Преображенская 2023 – Преображенская Т.Н. Метрические книги как источник информации в генеалогии дворянского рода Кудрявцовых // Эхо веков. 2023. № 3. С. 69–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=59060448. EDN: https://elibrary.ru/moyyyc.
  20. Степанов 2024 – Степанов И.В. Горнозаводская династия Слатиных // Сибирский архив. 2024. № 1 (19). С. 76–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65578774. EDN: https://elibrary.ru/dkwaoo.
  21. Сысуев 2024 – Сысуев Д.А. Священники Покровские и дворяне Струйские: к генеалогии духовенства Инсарского уезда // Центр и периферия. 2024. Т. 19, № 1. С. 46–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65621306. EDN: https://elibrary.ru/jsqgzc.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Астафьев Д.А., Годовова Е.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».