Социальные медиа как арена конструирования исторической памяти


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме конструирования исторической памяти в социальных медиа. В цифровую эпоху представления о прошлом создаются массами интернет-пользователей, которые демонстрируют свои интерпретации истории в социальных сетях. Инструментами воспроизводства образов прошлого стали информационные фейки, цифровые фотографии и селфи, интернет-мемы, компьютерные игры, фанфики и видео-ролики на историческую тематику, создаваемые интернет- пользователями в огромном количестве. Социальные медиа являются ареной формирования исторической памяти, так как в этом цифровом пространстве аккумулируются все информационные ресурсы, в том числе и на историческую тематику. Массы интернет-  пользователей, овладевшие цифровыми технологиями для производства информационного контента, активно используют их для создания своих версий прошлого и распространения их на широкую аудиторию. Особенностью воспроизводимых представлений о прошлом в социальных медиа является их эмоциональность, мифологизированность и стереотипность. Пользователи создают свои версии исторических событий, соответствующие коллективно разделяемым представлениям о прошлом, имеющим ассоциации с сюжетами и символами массовой культуры. В социальных медиа зарождаются новые коммеморативные практики, обусловленные погружением человека в цифровое виртуальное пространство.

Об авторах

C. В. Тихонова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет (СНИГУ) им. Н.Г. Чернышевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: segedasv@yandeх.ru

доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и социальной философии 

Россия, Саратов

Д. С. Артамонов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет (СНИГУ) им. Н.Г. Чернышевского

Email: artamonovds@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и методологии науки 

Россия, Саратов

Список литературы

  1. Ефременко Д.В., Малинова О.Ю., Миллер А.И. Политика памяти и историческая наука // Российская история. 2018. № 5. С. 128–140.
  2. Сафронова Ю.А. Третья волна memory studies: двадцать три года против шерсти // Политическая наука. 2018. № 3. С. 12–27. doi: 10.31249/poln/2018.03.01.
  3. Николаи Ф.В. «Третья волна» memory studies: культурная память между опытом и репрезентацией // Диалог со временем. 2018. № 63. С. 369–374.
  4. Логунова Л.Ю. Историческая и социальная память: парадоксы и смыслы // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 1–2. С. 227–253. doi: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.2-227-253.
  5. Digital Memory Studies: Media Pasts in Transition / Ed. by A. Hoskins. New York: Routledge. 2017. doi: 10.4324/9781315637235
  6. Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press, 2017.
  7. Ним Е. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 409–427.
  8. Агеева Г.М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 68–74.
  9. Шестакова Э.Г. Медиатекст и проблема социального забвения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2013. Т. 12. № 10. С. 30–38.
  10. Аникин Д.А., Бубнов А.Ю. Политика памяти в сетевом пространстве: интернет как медиатор памяти // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 1 (53). С. 19–28.
  11. Русский летописец // Русская вера [Сайт]. URL: https://ruvera.ru/news/russkij_letopisec (дата обращения: 28.03.2022).
  12. Франция-память / П. Нора и др.; пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999.
  13. Шомова С.А. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5 (165). С. 399–424.
  14. Белов С. И. Методика изучения видеоигр как инструмента символической политики // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 9 (73). С. 2457–2464. doi: 10.35775/PSI.2021.73.9.002.
  15. Клюйкова Е.А., Четина Е.М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. № 3 (31). С. 95–104.
  16. Зверева Г.И. Рядовой пользователь социальных медиа как историк: создание исторического повествования на YouTube // Преподаватель ХХI век. 2019 № 4. С. 323–337.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тихонова C.В., Артамонов Д.С., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».