The Impact of Noise Exposure on Psychophysiological Parameters in Students

Cover Image


Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. Currently, noise is regarded not only as a harmful occupational factor but also as a significant physical element of the living environment, constituting an integral part of human life. The aim of this study is to determine noise exposure levels in higher education institutions and assess its impact on the psychophysiological parameters of students.

Materials and methods. The annual noise exposure was calculated using measurements obtained from the "Assistant" noise and vibration analyzer. To assess the impact of noise on the psychophysiological parameters of students, the Münsterberg method was employed, along with a stress-level monitoring system and pure-tone threshold audiometry, including investigations of air and bone conduction within the standard frequency range. This study does not require approval from a biomedical ethics committee.

Results. It was established that during daytime hours, noise levels across the campus  of National Research Mordovia State University and building interiors (hallways, restrooms, and cloakrooms) remind with permissible limits. However, elevated noise levels were recorded in lecture halls. Based on the obtained measurements and questionnaire results, a risk group was identified, showing a statistically significant reduction in selective attention at a noise level of 65.5 dBA. The study is limited to examining the subjective parameters of noise impact on students at the Medical Institute. An evaluation of 97 questionnaires from 1st to 6th-year students was conducted, representing a sufficiently representative sample. According to the obtained annual noise exposure data, two groups were formed: Group I (n = 10) – individuals with minimal noise exposure (annual noise exposure ranging from 62.5 to 68.2 dBA), and Group II (n = 10) – the risk group (annual noise exposure ranging from 80.1 to 85.6 dBA). A comparative assessment of cognitive functions was performed in the risk group using the Münsterberg method, along with an evaluation of psychophysiological parameters using a stress-level control system.

Discussion and conclusion. The evaluation of certain cognitive indicators confirms the nonspecific effect of noise on students, manifesting as reduced selectivity and concentration of attention, as well as a decline in all parameters of the nervous system's functional capabilities, which has been identified among at-risk students.

Full Text

Введение

В современном мире шум как значимый физический фактор среды обитания является неотъемлемой частью жизни людей, при этом увеличение его уровня считается вредным производственным фактором. О том, что «однажды человеку придется бороться с шумом так же яростно, как с холерой и вредителями», еще в начале ХХ века говорил лауреат Нобелевской премии Роберт Кох [1].

Шум – это психосоциальный фактор, активирующий симпатическую и эндокринную системы [2]. Его специфическим действием является негативное влияние на орган слуха1,2, а также он обладает достаточно выраженным неспецифическим действием на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую системы, чему посвящены исследования ряда ученых [3; 4]. Несколько лет назад был открыт феномен скрытой потери слуха, при котором аудиометрические пороговые значения могут оставаться в пределах нормальных параметров. В настоящее время подвергается сомнению полная обратимость временных повышений порогов слышимости [5].

Оценка уровня шума как одного из негативных факторов окружающей среды ежегодно проводится силами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по данным которой доля уровня шума, не соответствующего гигиеническим нормативам, в Республике Мордовия (РМ) увеличивается с каждым годом (в 2017 г. – 20 %, в 2018 г. – 47,3 %, в 2019 г. – 48,6 %)3. Основным источником шума в населенных пунктах является транспорт, что обусловлено ежегодным ростом количества автомобилей. Позитивной тенденцией в 2023 г. в РМ является снижение удельного веса измерений шума на территории жилой застройки, не соответствующих гигиеническим нормативам, до 16,4 %, что ниже значения среднероссийского (17,9 %) показателя; при этом из физических факторов, превышения гигиенических нормативов которых зафиксированы на промышленных предприятиях, максимальная доля принадлежит шумовому воздействию (26,4 %)4.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обращает внимание на возрастающую проблему использования персональных аудиоустройств. Так, около 50 % подростков и молодых людей в возрасте 12–35 лет в странах со средним и высоким уровнем дохода используют персональные аудиоустройства на небезопасной громкости. Наряду с этим, примерно 40 % молодых людей подвергаются воздействию высокого уровня звука в ночных клубах, барах, на концертах5. Цель исследования – определить уровень шумовой нагрузки в организациях высшего образования на основе анализа данных, полученных при замерах шума на территориях корпусов и в учебных аудиториях Медицинского института МГУ им. Н. П. Огарёва, а также оценить влияние шумовой нагрузки на психофизиологические параметры студентов.

 

Материалы и методы

Замеры уровня шумя проводились при помощи анализатора шума и вибрации «Ассистент» на территориях трех корпусов Медицинского института МГУ им. Н. П. Огарёва (№ 3, 12, 13) в июне 2020 г. с 9:00 до 13:00, с целью определения максимального уровня окружающего шума и исключения шума, возникающего во время учебного процесса. В соответствии с требованиями ГОСТ 23337-2014 продолжительность измерений составила 15 мин.

Онлайн-анкетирование проводилось на платформе Google Forms. В нем приняли участие 97 студентов (32 % мужчин и 68 % женщин) 1–6 курсов Медицинского института МГУ им. Н. П. Огарёва в возрасте от 18 до 26 лет. Расчет годовой шумовой нагрузки проводился по методике Johnson T. A. с соавт. [6]. Для оценки влияния шума на когнитивные и психофизиологические функции выбраны по 10 студентов с самым низким и самым высоким уровнем годовой шумовой нагрузки (среди них 30 % мужчин, 70 % женщин в I группе, и по 50 % участников обоих полов – во II). Возраст исследуемых составил 18–22 года. Годовое воздействие шума у студентов, вошедших в I группу, составило 62,5–68,2 дБА (минимальная шумовая нагрузка). Годовое воздействие шума у студентов, вошедших во II группу (группа риска) – 80,1–85,6 дБА (максимальная шумовая нагрузка). Группа студентов со средним уровнем шумовой нагрузки в исследование не включалась. Оценка избирательности и концентрации внимания проводилась по методике Мюнстерберга, которая представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова, при этом исследуемым необходимо было найти и подчеркнуть эти слова [7]. Психофизиологические параметры – функциональный уровень системы, устойчивость реакции и общее функциональное состояние ЦНС – исследовали с помощью системы контроля уровня стресса (СКУС), включающей 120 измерений времени реакции, интервалы между подачами сигнала 1–3 с, продолжительность исследования составила 5–7 мин. Состояние органа слуха проверялось аудиометром Grason-Stadler GSI-67, проводилась тональная пороговая аудиометрия с исследованием воздушного и костного звукопроведения в стандартном диапазоне частот. Измерения проводились в состоянии покоя, при средней температуре воздуха помещения 20 °С, натощак.

Статистическую обработку цифровых данных проводили в программе «Statistica 7.0».

 

Результаты исследования

По данным объективного измерения максимальные показатели уровня шума зафиксированы на территориях корпусов № 3 и 13, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог. Тем не менее, эти показатели не превышают ПДУ шума, допустимого для территорий образовательных учреждений, и составляющего 70 дБА6. В учебных аудиториях данных корпусов уровень шума был выше ПДУ для учебных помещений (55 дБА) (табл. 1).

 

Таблица 1.  Показатели уровня шума на территории и в учебных корпусах Медицинского института МГУ им. Н. П. Огарёва

Table 1.  The noise level indicators on the premises and in the academic buildings of Medical Institute, MRSU

 

№ корпуса /

Building No.

Уровень шума / Noise level

на территории корпуса, дБА /

on the territory of the building, dBA

в учебных аудиториях, дБА /

in classrooms, dBA

3

68,3

55,8

12

52,4

39,5

13

68,1

56,7

 

Онлайн-анкетирование студентов выявило наличие жалоб на дискомфорт, доставляемый шумом, практически у половины опрошенных (47,2 %), которые отмечали снижение концентрации внимания. Следует подчеркнуть, что преобладающее количество респондентов (около 63 %) указали, что их беспокоит шум не только во время учебы, но и дома. Отмечена взаимосвязь между ориентацией окон и видом источника шума, который вызывает неприятные субъективные ощущения. У трети респондентов (около 31 %) окна выходят на автомобильную дорогу. 23,7 % опрошенных студентов указывали, что их беспокоит именно транспортный шум. Жалобы на бытовой шум высказывали только 1 % студентов [8].

По результатам оценки частоты использования индивидуальных наушников выявлено, что подавляющее большинство (84,5 %) респондентов ежедневно пользуется данным устройством. Продолжительность использования наушников основной массой опрошенных составляет менее 4 ч в сутки (рис. 1), однако две трети студентов используют наушники на средней и выше средней уровнях громкости (рис. 2).

 

Рис. 1.  Частота использования наушников в течение дня, %

Fig. 1.  Frequency of headphone usage throughout the day, %

Источник: здесь и далее все рисунки составлены авторами

Source: here and below all figures are created by the authors

 

Р и с.  2.  Распределение опрошенных в зависимости от уровня громкости звука используемых наушников

F i g.  2.  The distribution of respondents based on the volume level of the headphones they use

 

Средняя годовая шумовая нагрузка составила 75,1 (±3,2) дБА; у мужчин она зафиксирована выше, чем у женщин (78,3 и 73,4 дБА соответственно). В зависимости от полученных показателей годовой шумовой нагрузки были сформированы 2 группы: I (n = 10) – лица с минимальным воздействием шумовой нагрузки, у которых годовое воздействие шума составляет 62,5–68,2 дБА (мужчин 3 (30 %), женщин 7 (70 %)), и II (n = 10) – лица с максимальным воздействием шумовой нагрузки (группа риска), у которых годовое воздействие шума составляет 80,1–85,6 дБА (мужчин 5 (50 %), женщин 5 (50 %)). Возраст студентов составил 18–22 года, в анамнезе они не имели заболеваний органа слуха.

Участники II группы выполнили тест по методике Мюнстерберга. Результаты показали заметное снижение уровня избирательного внимания при повышенном значении шума. При уровне шума в 45,1  дБА 70 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень избирательности внимания, тогда как при уровне шума в 65,5 дБА только 20 % участников смогли пройти тесты на высоком уровне, остальные 80 % показали средний уровень (t = 2,262, p < 0,015).

В таблицах 2 и 3 представлены данные исследования психофизиологических параметров, которые вычислялись с помощью программного модуля «СКУС». Показатели ниже среднего определены только у лиц, относящихся к группе риска (II группа). В группе с низким уровнем шумовой нагрузки (I группа) преобладает высокий уровень функциональных возможностей.

 

Таблица 2.  Показатели функциональных уровней

Table 2.  Indicators of functional levels

 

Показатель /

Indicator

I группа /

Group I

II группа /

Group II

Статистика, p / Statistics, p

функциональный уровень системы, с-2/ Functional level of the system, с-2

138,35 ±  9,55

107,15 ± 10,12

p I–II = 0,039

устойчивость реакции, с-1  / Reaction stability, с-1

7,38 ± 2,15

5,16 ± 1,82

p > 0,05

уровень функциональных возможностей, с-2 / Level of functionality, с-2

48,74 ± 6,58

30,23 ± 5,52

p I–II = 0,046

 

 

Таблица 3.  Распределение студентов с различными уровнями показателей по программированной Системе контроля уровня стресса, %

Table 3.  Distribution of students with different levels of indicators according to the programmed Stress Level Control System, %

 

Показатель /

Indicator

Функциональный уровень системы /

Functional level of the system

Уровень функциональных возможностей /

Level of functionality

выше среднего /

above the average

средний / average

ниже среднего /

below the average

выше среднего /

above the average

средний / average

ниже среднего /

below the average

I группа / Group I

70

30

-

60

40

-

II группа / Group II

20

60

20

10

70

20

Статистика, p / Statistics, p

p < 0,001

p > 0,05

p < 0,001

p < 0,001

p > 0,05

p < 0,001

 

Проведенная в обоих группах тональная аудиометрия показала, что достоверных различий не выявлено, пороги воздушного и костного звукопроведения совпадали или различались не более, чем на 10 дБ, во всем диапазоне исследуемых частот показатели не превышали 25 дБ.

 

Обсуждение и заключение

Снижение функциональных возможностей слуха обследуемых может быть вызвано именно добровольным повышением шумовой нагрузки, которая оказывает неблагоприятное воздействие и на слуховой анализатор, и на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние. Повышенный уровень шума сначала оказывает влияние на центральную нервную систему, некоторые отделы головного мозга и может изменять естественные действия высшей нервной деятельности [9]. Далее он приводит к нарушению когнитивных функций, влияет на сердечно-сосудистую систему и затем воздействует непосредственно на орган слуха человека [5; 10; 11].

Таким образом, проведенные исследования уровня шума на территориях учебных корпусов Медицинского института МГУ им. Н. П. Огарёва свидетельствуют, что максимальные показатели не превышают предельно допустимого уровня шума – 70 дБА. В то же время, в учебных аудиториях исследуемых корпусов, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог, ПДУ шума превышает гигиенические рекомендации (55 дБА).

Анализ полученных показателей шумовой нагрузки позволил разделить обследуемых студентов на две группы с выделением группы риска, в которой годовое воздействие шума превышало 80 дБА.

Оценка некоторых когнитивных показателей посредством теста Мюнстерберга и психофизиологических параметров с помощью программированного модуля СКУС подтверждает неспецифическое действие шума. У студентов это проявлялось в виде снижения концентрации внимания и его избирательности. Среди респондентов II группы отмечалось и снижение некоторых параметров функциональных возможностей нервной системы. В этой группе неспецифическое воздействие шума проявлялось при отсутствии нарушений специфического воздействия. Об этом свидетельствуют оптимальные показатели тональной аудиометрии.

Исходя из того, что повышенная шумовая нагрузка может оказывать неблагоприятное воздействие на функциональные возможности нервной системы, необходимо разработать ряд дополнительных мероприятий по акустическому оздоровлению окружающей среды, включающих рекомендацию использования современных конструкций окон с высоким уровнем звукоизоляции в образовательных учреждениях и жилых зданиях, а также разработку санитарно-просветительских мероприятий по профилактике бесконтрольного использования индивидуальных наушников.

 

1 Методические Рекомендации 2.1.10. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума [Электронный ресурс] // М., 2012 URL: https://docs.cntd.ru/document/1200095849 (дата обращения: 11.03.2025).

2 ГОСТ 12.1.003-2014. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности. М. : Стандартинформ, 2014. 24 с.

3 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году: Государственный доклад [Электронный ресурс] // М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 299 с. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14933 (дата обращения: 11.03.2025).

4 О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2023 году: Государственный доклад [Электронный ресурс] //  М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2024. 364 с. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=27779 (дата обращения: 11.03.2025).

5 WHO Deafness and hearing loss [Электронный ресурс]. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss (дата обращения: 11.03.2025).

6 ГОСТ 12.1.003-2014. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности.

 

×

About the authors

Natalya N. Chernova

National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: chernovanatascha@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0165-4706
SPIN-code: 1827-2380
Scopus Author ID: 42761240700
ResearcherId: D-9653-2019

Cand.Sci. (Ped.), Associate Professor, Department of Normal and Pathologic Physiology

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

Oksana P. Balykova

National Research Mordovia State University

Email: balykova.oxana@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3921-4930
SPIN-code: 7741-8656
Scopus Author ID: 6504263405

Cand.Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Normal and Pathological Physiology

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

Ludmila I. Kitaeva

National Research Mordovia State University

Email: lyudmila.kitaeva.68@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2509-1036
SPIN-code: 9401-1780

Senior Lecturer of the Department of Normal and Pathological Physiology

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

Marina V. Shirmankina

National Research Mordovia State University

Email: shirmankina99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9049-5662
SPIN-code: 2141-2903

Assistant of the Pediatrics Department with a Course in Dietetics

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya st., 430005 Saransk

References

  1. Münzel T., Gori T., Babisch W., Basner M. Cardiovascular Effects of Environmental Noise Exposure. European Heart Journal. 2014;35(13):829–836. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehu030
  2. Abouee-Mehrizi A., Rasoulzadeh Y., Kazemi T., Mesgari-Abbasi M. Inflammatory and Immunological Changes Caused by Noise Exposure: a Systematic Review. Journal of Environmental Science and Health. Part C, Toxicology and Сarcinogenesis. 2020;38(1):61–90. https://doi.org/10.1080/26896583.2020.1715713
  3. Faisal A.A., Selen L.P., Wolpert D.M. Noise in the Nervous System. Nature Reviews. Neuroscience. 2008;9(4):292–303. https://doi.org/10.1038/nrn2258
  4. Münzel T., Sørensen M., Schmidt F., Schmidt E., Steven S., Kröller-Schön S. et al. The Adverse Effects of Environmental Noise Exposure on Oxidative Stress and Cardiovascular Risk. Antioxidants and Redox Signaling. 2018;28(9):873–908. https://doi.org/10.1089/ars.2017.7118
  5. Liberman M.C. Hidden Hearing Loss. Scientific American. 2015;313(2):48–53. https://doi.org/10.1038/scientificamerican0815-48
  6. Johnson T.A., Cooper S., Stamper G.C., Chertoff M. Noise Exposure Questionnaire: A Tool for Quantifying Annual Noise Exposure. Journal of the American Academy of Audiology. 2017;28(1):14–35. https://doi.org/10.3766/jaaa.15070
  7. [Collection of psychological tests. Part II: Manual. Comp. E.E. Mironova. Minsk : Women’s Institute ENVILA, 2006. 146 p.]. URL: https://studfile.net/preview/7272515/
  8. Chernova N.N., Kitaeva L.I., Balykova O.P., Shirmankina M.V. [Assessment of Noise Exposure and its Impact on Students]. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;5(2):36. (in Russ.).
  9. Martyusheva V.I. Influence of Noise Load when Using Audio Headphones on the Psycho-Physiological State of Young People. Russian Medicine. 2022;27(6):555–560. (In Russ.). https://doi.org/10.17816/0869-2106-2021-27-6-555–560
  10. Gribina G.A., Ilyushina E.S., Ermolaeva E.L., Fedoseeva L.A. [The Influence of the Noise Factor on the Psycho-emotional State of a Person]. Modern Scientific Researches and Innovations. 2017;6:99. (In Russ.). URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83679 (accessed: 05.01.2025).
  11. Cantuaria M.L., Waldorff F.B., Wermuth L., Pedersen E.R., Poulsen A.H., Thacher J.D. et al. Residential Exposure to Transportation Noise in Denmark and Incidence of Dementia: National Cohort Study. British Medical Journal: International Edition. 2021;374:in1954. https://doi.org/10.1136/bmj.n1954

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. F i g. 1. Frequency of headphone usage throughout the day, %

Download (1MB)
3. F i g. 2. The distribution of respondents based on the volume level of the headphones they use

Download (1MB)

Copyright (c) 2025 Chernova N.N., Balykova O.P., Kitaeva L.I., Shirmankina M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Медицина и биотехнологии" основан в 2024 году.
Реестровая запись ПИ № ФС77-88898 от 13.12.2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».