№ 6 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Связь удовлетворенности жизнью с образом будущего при преодолении трудной жизненной ситуации

Браташ Р.И., Емельяненко Б.О.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей связи удовлетворенности жизнью с образом будущего у людей, проживающих трудную жизненную ситуацию. Дизайн исследования основан на смешанной методологии. Выборка была набрана по принципу доступности и ее составили 100 респондентов. Для определения опыта преодоления трудной жизненной ситуации были использованы открытые вопросы с последующим качественным контент-анализом ответов. В итоге были сформированы три группы: респонденты первой находятся в процессе преодоления жизненных трудностей, второй – недавно преодолели трудности, а третьей – не сталкивались с трудной жизненной ситуацией в недавнем прошлом. Удовлетворенность жизнью оценивалась по методике Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева. Для описания характеристик образа будущего использовались тест диспозиционного оптимизма Ч. Карвера и М. Шейера в адаптации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина; опросник «Профессиональная временная перспектива будущего» Х. Цахера и М. Фрезе в адаптации Т.Ю. Базарова, А.В. Парамузова; методика «Индекс стремлений» Э. Деси и Р. Райан в адаптации Т.Д. Василенко, Ю.А. Котельниковой, А.В. Селиной.  Проведенное сравнение выделенных групп выявило, что респонденты, пребывающие в трудной жизненной ситуации, имеют достоверно более низкие показатели удовлетворенности жизнью и более пессимистичное обобщенное видение будущего. В то же время проведенный регрессионный анализ показал, что для этих участников различные аспекты образа будущего, а именно обобщенные позитивные ожидания от будущего, фокусирование на возможностях в профессиональной среде, ориентация на выстраивание близких отношений со значимыми людьми, выступают ресурсами удовлетворенности жизнью. В группе, где респонденты в недавнем прошлом преодолели жизненные трудности и в группе, в которой участники сообщили об отсутствии недавнего опыта столкновения с трудными ситуациями, характеристики образа будущего оказались не связанными с удовлетворенностью жизнью. Научная новизна исследования заключается в получении более детализированных данных относительно вклада образа будущего в удовлетворенность жизнью при преодолении трудной жизненной ситуации, включая обобщённые ожидания от будущего и ожидания в различных жизненных сферах.
Психолог. 2024;(6):1-19
pages 1-19 views

Идентичность и ценностные ориентации студенческой молодежи в различных этнокультурных группах

Павлова К.Н., Дагбаева С.Б.

Аннотация

В статье представлен краткий теоретический анализ понятий «идентичность» и «ценностные ориентации», приводятся результаты эмпирического исследования по проблеме идентичности и ценностных ориентаций студенческой молодежи. В настоящее время в эпоху глобальных изменений ценностные ориентиры и социальные установки молодёжи как никогда играют важную роль. Особый интерес представляют изменения, происходящие в системе ценностей студенческой молодежи, так как в современном мире большинство молодых людей в меньшей степени ориентируются на духовные ценности, приоритетным значением согласно проведенным исследованиям для них имеют материальные блага. Также многие исследователи отмечают, что в настоящее время в условиях политической и экономической ситуации наблюдается тенденция к размыванию общегражданской идентичности. В связи с этим, авторы считают, что затрагиваемый аспект важно изучать в Российской Федерации, так как она является многонациональной страной. Цель статьи – представить результаты исследования взаимосвязи компонентов идентичности и ценностных ориентаций студенческой молодежи в контексте кросскультурного анализа. Дизайн исследования. Изучены компоненты идентичности и ценностных ориентаций в выборках русских и бурятских респондентов. Выявлены корреляционные связи между идентичностью и ценностными ориентациями. Участники. 100 русских и 100 бурятских студентов вузов. Всего 200 человек. Методы (инструменты): ценностный опросник Ш. Шварца, опросник идентичности по 16 категориям (М.С. Яницкий и др., 2018), математико–статистическая обработка с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs. Результаты исследования показали, что существуют сходства и различия корреляционных связей структуры ценностных ориентаций испытуемых представленных этнокультурных групп на двух уровнях (нормативные идеалы и индивидуальные приоритеты). Полученные результаты показали, что идентичность и ценностные ориентации студентов каждой группы имеют свои особенности. Но не обнаружены какие-то уникальные национальные особенности у представителей русской и бурятской молодежи. Корреляционный анализ выявил, что в иерархии ценностей студенческой молодежи обеих культур присутствуют такие ценности, как конформность, доброта, стимуляция, самостоятельность, гедонизм, достижения. Выявлены отрицательные корреляционные связи компонентов идентичности «Гражданин своей страны», «Последователь своей религии», «Житель данного города» с ценностными ориентациями «Доброта», «Стимуляция», «Традиции», «Самостоятельность», «Безопасность», «Власть», «Достижения».
Психолог. 2024;(6):20-39
pages 20-39 views

Психологическая готовность к исследовательской деятельности у педагогов дополнительного образования: структурно-содержательные характеристики

Юдина Н.А., Дагбаева С.Б.

Аннотация

Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" обозначает одной из трудовых функций педагога дополнительного образования проведение исследований рынка труда услуг дополнительного образования. Опираясь на данный факт, в статье представлен краткий теоретический анализ исследовательской деятельности, а также понятие психологической готовности. На основе проведенного исследования сформулирована модель психологической готовности педагога дополнительного образования, состоящая из нескольких структурных компонентов: мотивационного, когнитивного, творческого и операционального. Целью исследования является описание структурных компонентов модели готовности педагога дополнительного образования к исследовательской деятельности. Объектом исследования является психологическая готовность педагога дополнительного образования к исследовательской деятельности. Предметом исследования выступают структурные компоненты модели психологической готовности педагога дополнительного образования к исследовательской деятельности. Методология исследования определяется субъектно-деятельностным подходом, а также принципами детерминизма, развития и единства сознания и деятельности. Исследование проводится с помощью анализа и систематизации литературы по теме, а также с использованием метода моделирования психологических явлений. Новизной в представленной модели является выделение творческого компонента в исследовательской деятельности педагога дополнительного образования. В результате исследования выявлены структурные компоненты модели психологической готовности педагога дополнительного образования к исследовательской деятельности. При проведении исследования было установлено, что в научной литературе исследовательская деятельность в дополнительном образовании рассматривается либо с точки зрения деятельности обучающегося, либо как наставничество или тьюторство. Спроектированная модель психологической готовности к исследовательской деятельности педагога дополнительного образования наиболее полно учитывает все стороны данного явления. Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к исследовательской деятельности нами понимается как психологическое состояние предрасположенности, настрой на выполнение исследовательской деятельности, включающий в себя мотивацию, знания о её содержании, владение базовыми умениями исследовательской деятельности.
Психолог. 2024;(6):40-53
pages 40-53 views

Исследование когнитивной модели патриотического отношения в ценностно-смысловой сфере личности у студентов высших учебных заведений

Макарчук А.И., Мильчарек Т.П., Халитова К.Р., Френкель М.В., Цветкова О.А.

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме патриотического воспитания молодежи. В статье предпринят новый подход к исследованию патриотического отношения, переосмысливаются понятия «патриотизм» и «патриотическое отношение». В качестве основных составляющих патриотического отношения рассматривались любовь к Родине, верность, готовность служить ей, признание ее ценности для личности. При этом патриотизм понимается нами не как что-то инородное по отношению к личности и в ходе патриотического воспитания извне ей насаждаемое. Во всех проявлениях патриотизм признавался как личностно-детерминированный феномен: любое его проявление возникает дабы удовлетворить собственные потребности личности. Патриотическое отношение, включающее установки, ценности, убеждения, будучи сформированным и включенным в систему отношений личности, находит отражение в деятельности и поведении. Поэтому важным является исследовать патриотическое отношение как внутрисистемное образование. Предметом исследования выступили когнитивные модели патриотизма и патриотического отношения в ценностно-смысловой сфере личности студентов. Предпринята попытка реконструкции субъективных моделей патриотического отношения в ценностно-смысловой сфере личности. Применение репертуарных личностных методик позволило заключить, что патриотическое отношение как компонент ценностно-смысловой сферы личности является уникальным и имеет свою системную организацию, одним из важнейших компонентов которой является ценностно-смысловая составляющая, поскольку именно она направляет поведение и деятельность личности, служит инструментом принятия решений. В системах личностных конструктов студенты связывают патриотизм с имеющей негативную коннотацию ригидностью. Противоположный полюс патриотизма – миграционные установки – в семантическом пространстве связываются с потребностями в свободной самореализации и безопасности. В целом же смысловые модели патриотического отношения в семантическом пространстве имеют высокую вариативность, и одинаковая словесная означенность связанных с ним конструктов имеет совершенно разное содержательное наполнение. Так серьезность в одном конструкте несет смысл негативных эмоциональных проявлений, тогда как в другом употребляется для обозначения вызывающего доверие. Слабая проявленность патриотического отношения в личностных системах конструктов говорит о важности продолжения работы по патриотическому воспитанию молодежи. Одним из эффективных принципов этой работы может служить субъектно-деятельностный принцип.
Психолог. 2024;(6):54-66
pages 54-66 views

Взаимосвязи виктимного поведения и школьной тревожности в подростковом возрасте

Афанасьева О.Ф.

Аннотация

Предметом исследования стало не только виктимное поведение подростков, но и особенности проявления психологических предикторов виктимного поведения подростков. Понимая, что предикторы - это такие независимые переменные, изменения которых приводят к изменениям других зависимых переменных, важность их выявления очевидна. В данном исследовании мы ограничились выявлением предикторов в рамках взаимодействия виктимного поведения и школьной тревожности. Первым этапом исследования было эмпирическое исследование моделей и степени выраженности виктимного поведения, а также выявление переменных школьной тревожности у подростков. Далее в рамках множественного регрессионного анализа, с помощью прямого пошагового метода, который выбирает вводимые переменные, основываясь на критерии ввода, был произведен отбор предикторов из переменных школьной тревожности, которые вносят значимый вклад в виктимное поведение подростков.   Для проведения эмпирического исследования использовались методики «Склонность к виктимному поведению» (О.О. Андронникова, 2006) и методика диагностики уровня школьной тревожности (Beeman N. Phillips, 1970). Для измерения силы линейной корреляционной связи количественных признаков использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона. Для выявления предикторов виктимного поведения использовали регрессионный анализ. В современном мире проблематика виктимности особенно среди подростков остается актуальной. Анализ научной литературы и результаты эмпирических исследований за последние 5 лет это подтверждают. Научный интерес в данной проблематике представляет степень влияния психологических предикторов на становление разных видов виктимного поведения у подростков. Представленное исследование отражает ситуацию в различных регионах России на современном этапе. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить специфические особенности взаимосвязей показателей виктимного поведения и переменных школьной тревожности. Методом множественной регрессии установлена достоверная значимость вклада психологических предикторов (переменных школьной тревожности: страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний) в формирование различных видов виктимного поведения: агрессивное и пассивное виктимное поведение, реализованная виктимность. Полученные результаты являются важной информацией для психологов и педагогов в работе с подростками в рамках профилактической работы, а также для разработки мер для девиктимизации.
Психолог. 2024;(6):67-80
pages 67-80 views

Психологическое благополучие и представления о жизни у студентов разных национальностей

Болаева Г.Б.

Аннотация

Предметом исследования в данной научной работе рассматриваются особенности психологического благополучия личности и представлений о собственной жизни у русских и калмыцких студентов. Целью исследования является изучение особенностей психологического благополучия личности и представлений о собственной жизни у русских и калмыцких студентов. В качестве задач исследования мы определили, следующие пункты: во-первых, проанализировать особенности уровневых показателей психологического благополучия личности в группах русских и калмыцких студентов; во-вторых, выделить особенности показателей представлений о собственной жизни в группах русских и калмыцких студентов; в-третьих, сравнить особенности показателей взаимосвязей между показателями психологического благополучия личности и представлениями о собственной жизни в группах русских и калмыцких студентов.   Выборку составили две группы студентов в возрасте от 18-23 лет, всего 80 респондентов. Методы исследования – опросник «Шкала психологического благополучия» (автор К.Рифф, адаптация Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко) и проективная рисуночная методика «Моя жизнь» (авторы: С.А. Безгодова, А.В. Микляева, С.М. Яцышин.). Тема представлена сравнительно небольшим количеством исследований, а также в связи с актуальностью анализа особенностей психологического благополучия представителей разных национальных групп и отсутствием исследований по данной теме. Значимых различий в показателях психологического благополучия, включая общий уровень психологического благополучия в группах русских и калмыцких студентов обнаружено не было. Отсутствуют значимые различия и в особенностях представлений студентов выделенных групп о собственной жизни, в частности в оценке общей характеристики жизни, эмоционального фона жизни, осмысленности жизни и «границ» с миром и социумом. Были получены данные о специфике взаимосвязей между показателями психологического благополучия и параметрами представлений о собственной жизни. Проведенное пилотажное исследование открывает дальнейшие возможности по изучению темы взаимосвязи психологического благополучия и представлений о собственной жизни человека с учетом как собственно качественных особенностей взаимосвязей, так и влияния различных факторов внутреннего и средового характера на эти особенности.
Психолог. 2024;(6):81-93
pages 81-93 views

Математическая модель прогноза нервно-психической устойчивости курсанта

Кобрянова И.В., Назаров С.С., Серова Ю.С., Фетцова Л.Н., Ятманов А.Н.

Аннотация

Военная служба является особым видом деятельности, высокую роль в которой играет стрессовое воздействие на человека. Статья посвящена изучению влияния когнитивных способностей на нервно-психическую устойчивость у курсантов, как одному из наиболее дискутабельных вопросов в медико-психологическом сопровождении военнослужащих. Предмет исследования: влияние когнитивных способностей на нервно-психическую устойчивость курсантов. Объектом исследования является: 1822 курсанта Военно-морского политехнического института в возрасте от 18 до 26 лет с различным уровнем нервно-психической устойчивости. Разделение выборки на три части произведено по уровню нервно-психической устойчивости. Особое внимание уделяется статистической обработке данных, как важному элементу научного метода познания мира. В статье приведены примеры расчета модели прогноза уровня нервно-психической устойчивости у курсанта. Проведено сравнительное исследование когнитивных способностей курсантов c различным уровнем нервно-психической устойчивости. Математическое моделирование проведено с применением дискриминантного анализа. Предикторами нервно-психической устойчивости курсанта является сочетание показателей их когнитивного развития: способность к установлению логических взаимоотношений между понятиями на основе операций анализа и синтеза, уровень развития вербально-логического мышления; темповые характеристики мыслительной деятельности, уровень развития оперативного мышления и оперативной памяти, а также характеристики внимания; способность к преобразованию зрительных образов в пространстве, уровень развития пространственно-образного мышления. Показано, что уровень коммуникативных способностей увеличивается от низкой к высокой нервно-психической устойчивости. При этом различия между показателями курсантов с высокой нервно-психической устойчивостью различается достоверно по сравнению с курсантами со средней и низкой, различия между группами с низкой и средней устойчивостью определены на уровне тенденции. Получена модель прогноза уровня нервно-психической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,95595 прибл. F (6,3634)=13,799 p
Психолог. 2024;(6):94-104
pages 94-104 views

Психологические характеристики эмоционального интеллекта городских и сельских пользователей Интернета

Отамуратов Р.У.

Аннотация

Предметом исследования является изучение психологических характеристик эмоционального интеллекта городских и сельских пользователей Интернета. Объектом исследования является эмоциональный интеллект городской и сельской молодежи, склонных к интернет-зависимости. Автор подробно рассматривает степень влияния Интернета на эмоциональный интеллект молодых людей, проживающих в городской и сельской среде Республики Узбекистан, а также интерпретирует особенности проявления у них эмоционального интеллекта с точки зрения региона. Автор предполагает, что молодежь, склонная к интернет-зависимости, может потерять контроль над своими эмоциями. Важность изучения психологических особенностей людей, склонных к интернет-зависимости, связана, прежде всего, с ростом интернет-пользователей. Между тем, существуют разные подходы к положительным и отрицательным сторонам проблемы, что и обосновывает необходимость ее детального изучения.  В исследовании применялись: тест «Интернет-зависимость» Кимберли Янг в переводе и модификации В.А. Лоскутовой (Буровой); методика «Виртуальная идентификация пользователей социальных сетей» (ВИПСС) Д.Н. Погорелова; тест «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина. В качестве методов математической статистики был использован t-критерий Стьюдента, а также метод корреляционного анализа. Основными выводами проведенного исследования является то, что были обнаружены существенные различия между городской и сельской молодежью по уровню склонности к интернет-зависимости, а также выявлены определенные различия в аспектах эмоционального интеллекта. Так, у не зависимых от Интернета респондентов был зарегистрирован высокий уровень эмоционального интеллекта. Уровень эмоционального интеллекта был низким у городских и сельских граждан, которые очень активно пользуются Интернетом и имеют склонность к зависимости. Выявлено, что склонность к интернет-зависимости у городской молодежи выше, чем у сельской молодежи, разница составляет 99,9% (t=14,827; p≤0,05), которая наблюдалась в шкале приемлемости субкультуры (t=1,995; p≤0,05). Региональные различия были зафиксированы при исследовании у респондентов общего эмоционального интеллекта (t=-4,352; p
Психолог. 2024;(6):105-117
pages 105-117 views

Психотипы пожилых людей в ходе взаимодействия с работниками социальных служб

Будякова Т.П.

Аннотация

Предметом исследования является изучение типов личности в пожилом возрасте. Актуальность работы определяется необходимостью выявления и описания типов личности пожилых людей, реализующих свое право на получение социальной помощи от государства. Это важно, поскольку эффективность социальной поддержки пожилым людям зависит от адресности ее оказания. При этом традиционно изучаются только общие типы пожилых людей, без относительно к фактору организованной формы социальной работы. Типологии пожилых людей, обращающихся за помощью в государственные структуры, предназначенные для целей социальной помощи и защиты, отсутствуют. Учет личности клиента социальных служб имеет первостепенное значение для полноценного удовлетворения разнообразных потребностей пожилого человека, в том числе в уважении, однако технологии такого учета не разработаны. В качестве основного метода исследования было применено интервью в фокус-группе. В состав фокус-группы вошли психологи, работающие в центе социальной защиты населения и другие специалисты этой службы. С основным методом был сопряжен кейс-метод. Материалы, полученные с помощью кейс-метода, были использованы при формулировании типологий пожилых людей. Научная новизна исследования состоит в выявлении и описании трех типов типологий личности в пожилом возрасте. Речь идет об универсальных, частных и ситуационных типологиях. Было установлено, что для целей обслуживания клиентов в центрах социальной защиты населения наиболее эффективны ситуационные типологии, учитывающие характер ситуации, в рамках которой происходит работа с пожилым клиентом. Были описаны типологии для трех типичных ситуаций социального взаимодействия с пожилыми людьми: оказание гуманитарной помощи, оказание социальных услуг на дому и организация групп общения на базе центра социальной защиты населения. Особым вкладом автора является установление факта изменения типа поведения и, соответственно, типа личности в пожилом возрасте с учетом жизненно важных ситуаций взаимодействия с другими людьми.
Психолог. 2024;(6):118-132
pages 118-132 views

Психологическая система мотивации персонала девелоперской компании

Халиков Р.М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей трудовой мотивации персонала в девелоперских компаниях по управлению инвестиционно-строительными проектами. Актуальность изучения мотивационных составляющих эффективности данной профессиональной деятельности обусловлена меняющимися условиями работы компаний и усложнением нормативно-правовой базы, регулирующей востребованную на рынке недвижимости сферу девелопмента. Цель работы состоит в выявлении мотивационных факторов и построении концептуальной модели психологической системы трудовой мотивации персонала в данной отрасли. Предметом исследования выступают особенности трудовой мотивации основных категорий персонала девелоперской компании, обусловленные спецификой ее организационной структуры, функционального разделения труда и ролевых профилей сотрудников. Результаты эмпирического исследования построения модели психологической системы трудовой мотивации учитывают выявленную вариативность мотивационных профилей сотрудников девелоперской компании в зависимости от их функционально-ролевой принадлежности. В качестве методологической основы исследования выступили системный, структурно-функциональный и уровневый подходы. Методология исследования базируется на психологическом анализе мотивационных механизмов девелоперской компании и включает трудовой метод, методы анализа документации, интервьюирования, анкетирования. Также применялись методы классификации, группировки, обобщения, сравнительного анализа. Выделены мотивационные кластеры для топ-менеджмента, руководителей среднего звена, специалистов по продажам и вспомогательного персонала. Сформулированы практические рекомендации по проектированию эффективной системы мотивации с учетом выявленных особенностей. Результаты исследования могут найти применение в процессе разработки и реализации программ стимулирования персонала девелоперских компаний. Новизна исследования заключается в структурно-функциональном анализе мотивационной специфики различных категорий персонала девелоперской компании. Основной вывод состоит в необходимости дифференциации мотивационных детерминант эффективности труда и адаптации стимулирующих механизмов в соответствии со спецификой функциональных ролей и индивидуальных мотивационных профилей сотрудников. Практическая ценность подобных исследований заключается в формировании адаптивной модели трудовой мотивации, основанной на выявленных детерминантах эффективности труда персонала в девелоперских компаниях, способных гибко реагировать на развитие в условиях неопределенности.
Психолог. 2024;(6):133-160
pages 133-160 views

Субъективное переживание одиночества как предиктор употребления ПАВ у подростков

Комиссарова О.А., Милованова О.А.

Аннотация

Предметом рассмотрения данной статьи является взаимосвязь субъективного переживания одиночества у подростков старшего и младшего возраста, а так же пути формирования аутодеструктивного аддиктивного поведения по употреблению психо-активные вещества (ПАВ). Субъективное переживание одиночества представляет собой относительно новый психологический феномен, отражающий субъективные переживания человека в ситуации одиночества. Проблема одиночества обострилась во время пандемии, стресс от самоизоляции вызвал всплеск зависимого поведения, в том числе компульсивные покупки, переедание, злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также игроманию. Чаще всего пагубные привычки проявлялись у людей без поддержки от семьи и друзей.Традиционно, в отечественной психологической практике одиночество рассматривается как негативный феномен, однако в данном исследовании мы понимаем его как предикативный фактор (предикатор) развития зависимости от ПАВ в подростковом возрасте. Методы, использованные в данном исследования: метод анкетирования, метод индивидуальной беседы, метод профилактики. Методики исследования: Опросник переживания одиночества Е.А. Манаковой; Опросник ДОПО-3к (Дифференцальный опросник переживания одиночества) Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева; Методика «Шкала субъективного переживания одиночества (СПО)» С.В. Духновского; Авторская анкета «Употребление психо-активных веществ». Научная новизна данного исследования заключается в изучении гипертрофированного переживания одиночества как предиктора формирования аутодеструктивного аддиктивного поведения на фоне желательной социальной интеграции за счёт употребления социально-допустимых ПАВ (никотин, алкоголь). Целью проведенного исследования является изучение субъективного переживания одиночества у подростков как предиктора аутодеструктивного аддиктивного поведения. В результате проведенного исследования были выявлены основные характеристики субъективного переживания одиночества подростками младшей и старшей возрастной групп и специфика формирования аддиктивного поведения в аспекте употребления ПАВ. Проанализировав различные научные труды и исследования, можно прийти к выводу, что данная проблема еще не до конца изучена. Анализ различных научных источников позволил понять, что чувство одиночества в острой форме впервые появляется именно в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром.
Психолог. 2024;(6):161-173
pages 161-173 views

Мотивация учебно-познавательной деятельности в цифровой образовательной среде обучающихся различных возрастных групп

Михайлова Н.В., Федосеева О.И., Шуткина Ж.А.

Аннотация

Необходимость изоляции людей в период пандемии поставила систему образования в ситуацию трансформации способов осуществления учебно-познавательной деятельности в условиях опосредованного взаимодействия. Перенос образовательного процесса из реальной в цифровую среду, в том числе он-лайн, без учета специфики протекания в ней учебно-познавательной деятельности показал свою низкую эффективность. Сегодня цифровизация является приоритетным направлением в развитии образования. Обеспечение качества образования в цифровой среде требует принципиально нового подхода к содержанию, мотивации, методике преподавания на основе научно обоснованных данных о специфике педагогического процесса в цифровой образовательной среде. В данной статье приведены результаты диагностики мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп в цифровой образовательной среде по программам высшего и дополнительного профессионального образования.  В рамках исследования применялись различные методики диагностики мотивации: методика диагностики учебной мотивации Н.В. Елфимовой (адаптированная в соответствии с возрастными группами обучающихся и типом обучения), методика диагностики внутренней и внешней учебной мотивации Т.О. Гордеевой, методика диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач А.А. Реан. В результате исследования мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде по программам высшего и дополнительного профессионального образования уточнено понятие цифровой образовательной среды, выделены ее основные характеристики (трансграничность, гипертекстность, индивидуализация, мультиинструментальность, опосредованность взаимодействия), уточнено понятие мотивации учебной деятельности, проанализирован и обобщен ряд подходов и конструктов учебной мотивации, представлены результаты диагностики мотивации учебной деятельности обучающихся различных возрастных групп, обобщен опыт реализации образовательного процесса в цифровой среде по программам высшего и дополнительного профессионального образования. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили определить направления совершенствования педагогического процесса в цифровой образовательной среде для системы профессионального образования с учетом выявленной специфики мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся различных возрастных групп.
Психолог. 2024;(6):174-185
pages 174-185 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».