№ 4 (2025)
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретические аспекты формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений при помощи художественной литературы
Аннотация
Актуальность исследования формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы обусловлена рядом важных социально-педагогических факторов и современных вызовов. В условиях глобализации и информационного общества особенно остро встает вопрос сохранения национальной идентичности и патриотического самосознания молодого поколения. Современные студенты среднего профессионального образования (СПО) находятся в том возрастном периоде, когда активно формируется мировоззрение, происходит становление гражданской позиции и ценностных ориентиров. Именно в этот период крайне важно создать прочный фундамент патриотического воспитания. Художественная литература представляет собой уникальный инструмент патриотического воспитания, поскольку через художественные образы, эмоциональное воздействие и глубокое осмысление исторических событий формируется не просто знание о родине, а истинная любовь к ней. В современном образовательном процессе наблюдается недостаточное использование потенциала художественной литературы в патриотическом воспитании, что делает данное исследование особенно значимым. В статье представлено комплексное исследование теоретических основ формирования патриотических чувств у студентов средних профессиональных учебных заведений посредством художественной литературы. На основе анализа психологических особенностей студентов СПО, специфики их возрастного и социально-психологического развития разработана и теоретически обоснована педагогическая модель развития патриотических чувств с учетом профессиональной направленности обучения. Предложены конкретные методологические подходы и практические рекомендации по интеграции художественной литературы в воспитательный процесс СПО. Представлены результаты диагностики уровня сформированности патриотических чувств у студентов СПО, обоснованы критерии эффективности воспитательной работы в данном направлении.
7 - 19
Традиции тувинской семьи как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые национальные традиции и ценности современной тувинской семьи, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Актуальность темы исследования обусловлена проблемой недостаточного внимания к использованию традиций тувинской семьи как источника воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в современной педагогической практике. Целью настоящей работы избрано рассмотрение традиций тувинской семьи как источника воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в современной школе. Традиционная тувинская семья при воспитании детей всегда опиралась на национальные традиции, такие как уважение старших, соблюдение этикета общения в семье, гостеприимства, бережного отношения к природе и др. Ведущие методы исследования: обобщение и систематизация, опытно-экспериментальная работа, анкетирование младших школьников. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение уровня знаний младших школьников о национальных традициях тувинской семьи, обоснована программа, направленная на духовно-нравственное воспитание младших школьников. Полученные исследовательские результаты позволяют утверждать, что современная тувинская семья испытывает влияние модернизационных процессов, вследствие чего происходит изменение этнокультурных традиций. В заключении утверждается вывод о необходимости активного сотрудничества школьных педагогов с родителями и старшими членами семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений. При этом обращение к традициям семейного воспитания рассматривается как один из эффективных путей современного духовно-нравственного воспитания во взаимодействии с родителями.
20 - 29
Актуальность развития презентационной компетентности субъекта в условиях VUCA-мира
Аннотация
Трансформация традиционной образовательной парадигмы, преобладавшей до конца XX в., была вызвана глобальными системными изменениями во всех сферах жизни человека. Внедрение методологии компетентностного подхода утвердило новые результаты образования в виде востребованных личностных характеристик – компетенций. Повышение нестабильности и сложности информационного общества привело к формированию VUCA-мира, который значительно повлиял на структуру портфеля компетенций современного специалиста. Целью работы является определение актуальности развития презентационной компетентности субъекта в условиях VUCA-мира. В ходе исследования использованы теоретические методы: анализ научной литературы, концептуальный анализ основных используемых понятий. В статье выявлено, что успешному выполнению учебной и профессиональной деятельности специалиста в условиях VUCA-мира способствуют ключевые компетенции, среди которых обнаруживается презентационная компетентность, повышающая результативность субъекта при проведении коммуникации в различных контекстах.
30 - 37
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебной темы «Методика применения методов развития видов силовых способностей мужчин пожилого возраста»
Аннотация
Для повышения качества профессиональной подготовки оздоровительной направленности обучающихся факультетов (институтов) физической культуры разработана и внедрена в процесс обучения тема «Методика применения методов развития видов силовых способностей мужчин пожилого возраста». Разработанная методика развития силовых способностей включает следующие элементы: комплекс методов силовой подготовки – концентрический, эксцентрический и изометрический методы, последовательность и сочетание их выполнения; виды силовых способностей – динамическая сила, силовая выносливость, статическая силовая выносливость; целевые мышечные группы – брюшного пресса, таза, тазового дна, спины и конечностей. Методика является составной частью структуры физкультурно-оздоровительных занятий мужчин пожилого возраста, построенной на силовых упражнениях с собственным весом и оптимальных параметрах нагрузки. Эффективность разработанной методики применения методов силовых способностей доказана в ходе пятилетнего педагогического эксперимента, участниками которого были мужчины в возрастном диапазоне от 60–64 до 65–69 лет.
38 - 48
Проектирование части основной образовательной программы высшего образования, формирующей профессиональные компетенции
Аннотация
Одной из принципиальных методических проблем при разработке основных образовательных программ высшего образования, не получивших пока должного решения, является формирование профессиональных компетенций. Ситуация осложняется тем, что действующие федеральные государственные образовательные стандарты не содержат перечня профессиональных компетенций, которые образовательная организация обязана прописать самостоятельно. Многообразие подходов, используемых в настоящее время разными вузами для решения этой задачи, привело к необоснованным различиям в структуре и содержании подготовки специалистов одинакового профиля, невозможности централизованной и объективной оценки качества такой подготовки, что в конечном счете вызвало нарушение целостности образовательного пространства. В настоящей статье предлагается и демонстрируется на примере бакалавриата по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» системный подход, позволяющий при проектировании программы наравне с государственными требованиями учесть интересы как университетов, так и работодателей. В основе подхода лежит анализ и использование соответствующих профессиональных стандартов. В работе также даны рекомендации для случая, когда профессиональные стандарты, соответствующие направленности программы, отсутствуют. Особое внимание в работе уделено вопросу, тесно связанному с основной темой статьи, а именно: грамотной формулировке результатов обучения на основе таксономии Блума – Андерсона. Предложенный подход был разработан в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете в 2020 г., апробирован и успешно использовался в течение последних пяти лет при проектировании образовательных программ всех уровней высшего образования. Статья может представлять интерес для руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами, сотрудников учебных управлений университетов, отвечающих за разработку образовательных программ высшего образования.
49 - 61
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Применение картографических игр на уроках географии
Аннотация
Рассматривается проблема формирования картографических навыков у обучающихся общеобразовательных учреждений в процессе преподавания географии. Изучены требования, предъявляемые к содержанию картографической грамотности школьников как одному из предметных результатов обучения. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по работе с географической картой. Описана игра как вид деятельности человека и дидактическая игра как учебная деятельность школьников. Дано определение картографической игре с ее особенностями в учебном процессе. Приведены примеры разработанных авторами картографических игр по каждому курсу школьной географии, охарактеризованы способы формирования картографических навыков обучающихся при выполнении игровых заданий. Цель статьи состоит в описании заданий картографических игр, применяемых для развития умений школьников работать с географическими картами, систематизировать полученную информацию, закреплять полученные знания. Результаты контрольных работ, проведенных после применения картографических игр на уроках географии, показали, что данный вид деятельности повышает мотивацию к обучению, способствует формированию картографической грамотности, повышает качество усвоения школьниками нового материала и улучшает обучение школьников.
62 - 73
Сравнительно-сопоставительный анализ глаголов движения в русском и китайском языках в процессе обучения русскому языку китайских студентов
Аннотация
В статье в качестве методического подспорья преподавателю русского языка как иностранного, работающему в аудитории китаеязычных обучающихся, представлен сравнительно-сопоставительный анализ ключевых характеристик русской и китайской систем глаголов движения. Описаны смысловые признаки, лежащие в основе картин движения в обоих языках, а также иерархия этих признаков, т. е. очередность того, какой признак выступает первым номером при выборе глагола движения, какой – вторым и т. д. Так как в значениях китайских базовых глаголов движения отсутствуют обязательные для русского языка смысловые характеристики, а именно способ передвижения (самостоятельно/на транспорте) и его кратность/некратность, рекомендуется акцентировать внимание китайских студентов на необходимости сознательного выражения этих признаков при речестроении на русском языке.
74 - 82
Использование текста-биографии писателя на занятиях по русскому языку как иностранному
Аннотация
Статья посвящена изучению дидактической ценности биографических текстов, в частности биографии писателя, в процессе обучения русскому языку как иностранному. Актуальность вопроса обусловлена взглядом на биографию как на учебный текст, имеющий определенную структуру, богатый страноведческим и языковым материалом, необходимым для формирования коммуникативной компетенции инофонов. В ходе анализа современных научных работ были выявлены актуальные формы и методы изучения текстов-биографий на уроках с иностранными обучающимися, на основе чего сформулированы правила составления подобных текстов для дальнейшего использования их в учебном процессе. Согласно изложенным правилам был составлен оригинальный текст – биография писателя XIX в. В.А. Соллогуба и комплекс заданий на развитие страноведческой и культурологической компетенций, совершенствование речевой деятельности.
83 - 91
Система обучения военной лексике в курсе РКИ для иностранных курсантов в вузах министерства обороны
Аннотация
В статье рассматривается проблема насущной необходимости изменения лингводидактической парадигмы обучения РКИ в вузах Министерства обороны РФ, обосновываются методологические и методические принципы, лежащие в основе разработки курса, который предполагает изучение языка через его интеграцию в профессиональную сферу. В современных условиях методика преподавания РКИ должна быть гибкой, адаптивной, учитывать этнокультурные особенности и профессиональные потребности учащихся. Обучение инофонов военной лексике должно представлять целостную и поэтапную систему задач разной степени сложности, направленную на формирование языковой и профессиональных компетенций. Для решения этой задачи авторы предлагают создать интерактивный иллюстрированный словарь военной лексики и систему заданий, направленную на закрепление этого материала. Словарная статья создавалась как креолизованный текст: дефиниция каждого понятия была дополнена актуальным изображением. Такой словарь военной лексики соответствует концепции современного учебника как поликодового текста, способствующего углублению языковых и профессиональных знаний иностранных курсантов, подготавливающего их к переходу от репродуктивной функции речи к творческому, свободному владению профессиональной лексикой.
92 - 103
ПСИХОЛОГИЯ
Ценностно-смысловые детерминанты отношения к цифровым технологиям у преподавателей высшей школы
Аннотация
Интенсивное влияние информационных технологий на учебную деятельность на всех уровнях образования определяет необходимость изучения ценностно-смысловых детерминант отношения к цифровым технологиям у преподавателей высшей школы. В ходе эмпирического исследования, проведенного на выборке преподавателей высшей школы образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга (73 человека, из них 56 женщин и 17 мужчин), проверялась гипотеза о влиянии ценностей и смысловой установки открытости опыту на отношение преподавателей к цифровым технологиям. В качестве психодиагностических инструментов были применены сокращенный вариант опросника ценностных ориентаций Ш. Шварца, шкала «Интеллект» из опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов „Большой пятерки“», а также авторская анкета отношения к применению цифровых технологий преподавателями высшей школы. На основе кластерного анализа были выделены группы преподавателей с положительным и настороженным отношением к цифровым технологиям. Установлено, что для преподавателей с позитивным отношением к цифровым технологиям достоверно более значима ценность достижения (р ≤ 0,05), более выражена установка на открытость новому опыту (р ≤ 0,001). В результате факторизации данных, полученных по авторской анкете, были выявлены основные параметры отношения преподавателей к цифровым технологиям: «Готовность к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности» и «Активность в применении цифровых технологий». С помощью регрессионного анализа было установлено, что детерминантами готовности к применению цифровых технологий у преподавателей выступают ценности достижения, стимуляции, открытость опыту и возраст преподавателей. Предикторами активности в применении цифровых технологий в профессиональной деятельности являются ценность самостоятельности, ценность традиций, а также открытость опыту.
104 - 115
Взаимосвязь переживаний психологического кризиса с временной перспективой и аттитюдами ко времени в период ранней зрелости
Аннотация
Актуальность работы связана с поиском психологических факторов, обуславливающих переживание психологического кризиса личностью. Цель эмпирического исследования – выявление отличительных особенностей взаимосвязи психологического кризиса, временной перспективы личности и аттитюдов ко времени у молодых людей мужского и женского пола. Выборку составили юноши и девушки в возрасте от 18 до 26 лет, относящиеся, согласно Э. Эриксону, к периоду ранней взрослости. Использовались методика С.В. Духновского «Переживание психологического кризиса», «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена. В результате исследования в обеих группах выявлена положительная корреляция деструктивных переживаний психологического кризиса с неприятием собственного прошлого и фаталистическим восприятием настоящего. Различия выявлены во взаимосвязи переживаний психологического кризиса в отношении к настоящему и будущему. У лиц женского пола психологическая устойчивость положительно коррелирует с гедонистическим настоящим, у мужчин она коррелирует с положительным отношением и восприятием прошлого, с неудовлетворенностью настоящим и ориентацией на будущее. Результаты исследования могут служить основанием для разработки стратегии работы психолога с молодыми людьми, находящимися в состоянии психологического кризиса. Важным является преодоление негативных когнитивных установок по отношению к прошлому, психологическая поддержка самореализации в настоящем.
116 - 127
Диспозициональная атрибуция проявлений эмоционального интеллекта литературно одаренной личности
Аннотация
В статье приводится обзор различных психологических подходов к научной трактовке и пониманию феномена эмоционального интеллекта. Обсуждаются структурные составляющие четырехфакторной модели эмоционального интеллекта. Обозначены научные исследования, в которых демонстрируется взаимосвязь эмоциональных навыков со способностью индивида оперировать речевыми конструкциями для выражения возникающих у него идей и мыслей. Представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению проявлений эмоционального интеллекта у лиц с литературно-художественной одаренностью. Обнаружено, что литературно одаренные личности в целом характеризуются средним и выше среднего уровнем эмоционально-интеллектуальных проявлений. Качественно-количественный анализ диагностических данных отражает наличие взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта со словесным (вербальным) интеллектом у литературно одаренных личностей.
128 - 136
Взаимосвязь синдрома самозванца с психологическими характеристиками специалистов технических и гуманитарных профессий
Аннотация
В статье описывается феномен синдрома самозванца, характеризующийся сомнениями в собственных профессиональных способностях, страхом разоблачения и ощущением несоответствия занимаемой роли, несмотря на объективные достижения. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью феномена в разрезе профессиональных характеристик различных групп. Цель работы – выявление взаимосвязей синдрома самозванца с профессиональными характеристиками, такими как самоэффективность, профессиональная мотивация, перфекционизм и черты личности из модели «Большая пятерка», определение специфики для групп представителей технических и гуманитарных профессий. В исследовании приняли участие 75 человек, представляющих технические и гуманитарные профессии. Применялся комплекс методик для оценки выраженности феномена самозванца, профессиональной мотивации, перфекционизма, самоэффективности и личностных черт. Анализ показал, что у представителей гуманитарных профессий феномен самозванца связан с высоким уровнем доброжелательности и открытости опыту, а также выраженностью патологического перфекционизма и зависимостью от внешней мотивации. У технических специалистов феномен самозванца ассоциируется с низким уровнем самоэффективности, внутренней мотивации и открытости новому опыту.
137 - 147
Особенности межличностных отношений и социально-психологической адаптации при переживании стрессов высокой интенсивности и длительного воздействия у населения посткризисного региона
Аннотация
В настоящей статье представлены результаты исследования особенностей межличностных отношений и параметров социально-психологической адаптации при переживании стрессов высокой интенсивности и длительного воздействия на примере населения посткризисного региона. Цель исследования заключалась в изучении социально-демографической специфики проявления интенсивных стрессовых переживаний, особенностей межличностного общения и процессов социально-психологической адаптации у лиц, находившихся в условиях длительной чрезвычайной ситуации. Основные результаты исследования указывают на то, что интенсивные стрессовые переживания сопровождаются снижением адаптивных возможностей личности и формированием дезадаптивных установок в отношении себя и социального окружения. Более того, выраженность признаков травматического стресса также может сопровождаться ухудшением межличностных отношений в связи с частым использованием травмированными лицами агрессивного, подозрительного, подчиняемого и зависимого стилей общения при взаимодействии с социальным окружением. Результаты исследования указывают на то, что гражданское население по сравнению с сотрудниками правоохранительных органов более подвержено развитию признаков посттравматического стресса, возможно корреспондирующих с клиническим уровнем посттравматического стрессового расстройства. В контексте травматических переживаний женщины по сравнению с мужчинами продемонстрировали более высокий уровень эмоционального дискомфорта и склонность к зависимости от внешнего контроля.
148 - 162
Предикторы совладания с посттравматическим стрессом детей, пострадавших в результате вооруженных конфликтов
Аннотация
Представлен обзор научных работ в области оптимизации психологического благополучия детей, пострадавших во время боевых действий за последние 20 лет. Установлено, что дети, являющиеся свидетелями боевых действий, подвержены риску посттравматического стресса. В зарубежных изданиях нередки публикации о необходимости профилактики и коррекции посттравматического стресса у детей, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов. Зарубежные исследователи приходят к однозначному выводу о влиянии стиля семейного воспитания на уязвимость детей на стрессовые воздействия впоследствии военных действий. Также важным фактором формирования уязвимости к негативному воздействию на психику ребенка является уровень его жизнестойкости и психологического благополучия. На основании настоящего обзора можно сделать вывод о том, что устойчивая связь с родителями и другими референтными лицами является важным предиктором посттравматического роста и психологического благополучия детей. Наряду с традиционным рассмотрением проблемы посттравматического стресса авторы изучают также и новый подход к трактовке этого понятия, получившего определение комплексного посттравматического стрессового расстройства, включающего не только всем известные симптомы: интрузию, руминацию, эскапизм, неспособность контроля возбуждения, – но и недостаток способности поддерживать социальные отношения с окружающими, регулировать свои эмоции и ощущение своей уязвимости. Настоящий обзор позволит в дальнейшем выявить мишени воздействия для организации психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших от военных действий. Понимание механизмов формирования рискового поведения и защитных факторов, которые приводят к нарушению психологического здоровья или дезадаптации, повышает возможность эффективной психологической помощи детям.
163 - 172
ОБЗОРЫ
Буквари советской эпохи. Возврат в прошлое или новая реальность?
Аннотация
Актуальность темы обусловлена общественными процессами, проявляющимися в виде требований родительского сообщества к возврату системы образования времен СССР. Современные общественные движения, такие как «Всероссийское родительское сопротивление», «Образовательные партизаны», «За возрождение образования», становятся реальными участниками образовательного процесса, распространяют идеи обучения по «сталинским» учебникам, издают учебную и методическую литературу советского периода. В связи с этим возникла необходимость провести анализ содержания обозначенных учебников с точки зрения возможности их использования в условиях домашнего обучения. В статье сопоставляются буквари и азбуки советского периода (с 1947 г.) таких авторов, как Н.А. Костин, С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская и др. и «Азбука» В.Г. Горецкого из УМК «Школа России» (2017–2024 гг.). За основу сопоставления взяты лингвистические, методические особенности учебников и их художественное оформление. Автор рассматривает принципы, цели создания букварей, структуру учебников, способы подачи материала, а также умения, формируемые рассматриваемыми букварями. Обращается внимание на такие методы и приемы, как звуковой аналитико-синтетический метод, «чтение – письмо», на принципы «от простого к сложному» и «не более одной трудности на уроке» в учебниках советской поры. В статье анализируются как достоинства, так и недостатки рассматриваемых учебников, начиная от наличия/отсутствия фонетического анализа и заканчивая неудачными формулировками теории лингвистики. Опора на научные достижения в области фонетики и фонологии, на исследования в области психологии ребенка обусловливает преемственность букварей и азбук разных эпох в методическом и содержательном плане.
173 - 188





