№ 5 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Интеграция нейрофизиологических механизмов внимания и эмоциональной регуляции в методе «Стратегия реальности»: эмпирическое обоснование ускоренной терапии психологической травмы

Актаева А.А.

Аннотация

Предметом исследования является интеграция нейрофизиологических механизмов ретикулярной активирующей системы (РАС) и эмоциональной регуляции в рамках инновативного метода «Стратегия реальности», разработанного для ускоренной терапии психологической травмы. Объектом изучения является психика как динамическая самоорганизующаяся система, склонная к фрагментации в условиях глобальных кризисов, где эмоциональный интеллект (ЭИ) выполняет ключевую роль катализатора реконсолидации. Автор анализирует роль РАС в селективной фильтрации внимания и её дисфункцию при фиксации на травматических нарративах. В качестве центрального инструмента коррекции рассматривается многоуровневое «Принятие», обеспечивающее перекалибровку нейронных фильтров через практики, основанные на принципах предиктивного кодирования мозга. Эмпирические данные (N = 60) подтверждают высокую эффективность: наблюдается резкое снижение эмоциональной заряженности травм (с 9,5 до 1,8 баллов), статистически значимый рост показателей ЭИ (p " 0,001) и устойчивое улучшение нейрофизиологических маркеров внимания. Метод позиционируется как прецизионная психотерапия и вводит концепт «нейроаутентичности» для глубинной трансформации личности и профилактики нарушений в группах высокого риска. Метод и методология – это лонгитюдный дизайн с пре-, мид- и пост-измерениями, инструменты MSCEIT, HADS, PCL-5,качественный анализ виньеток для оценки нейропластичности, эмоциональной регуляции. Новизна исследования – в операционализации многоуровневого «Принятия» как инструмента перепрограммирования РАС для фокуса на ресурсных нарративах, ускоряя исцеление. Основными результатами проведенного исследования стало убедительное подтверждение терапевтической эффективности предлагаемого метода, что выражается в статистически значимых улучшениях состояния участников, включая снижение симптомов тревоги и депрессии на 30-40% по шкалам HADS и PCL-5. Эти данные свидетельствуют о высоком потенциале масштабирования метода на глобальном уровне, особенно в условиях острого постпандемийного кризиса ментального здоровья, где растет спрос на инновационные подходы к лечению. Авторы подчеркивают необходимость дальнейших исследований с применением рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) и методов нейровизуализации, таких как fMRI, для более глубокой валидации и понимания механизмов действия на уровне мозга. Важным научным вкладом данного исследования является введение концепции «нейроаутентичности», которая повышает эффективность терапевтического вмешательства, и укрепляет профилактические меры качества жизни пациентов.
Психолог. 2025;(5):1-20
pages 1-20 views

Фундаментальные и прикладные подходы в советской психологии кино 1920-х – 1930-х годов

Штрикер Ю.Д., Костригин А.А.

Аннотация

Современное развитие кинематографа, а также перспективы применения психологических знаний к созданию фильмов и анализу их воздействия на зрителей имеют своими истоками ранние разработки психологии кино в начале XX века. При этом историко-психологический анализ становления психологии кино проводится в современной литературе недостаточно. Данное научное направление развивалось как самостоятельное и междисциплинарное на пересечении научных, художественных и идеологических знаний. В статье ставится цель рассмотрения методологических подходов в советской психологии кино в 1920-е – 1930-е гг. Хронологические рамки изучения связаны с периодом становления советской киноиндустрии и оформления советской психологии в годы нэпа и индустриализации. Актуальность исследования обусловливается задачей систематизации теоретико-методологических принципов исследования психологии кино в 1920-е – 1930-е гг. В качестве метода применяется проблемологический и источниковедческий анализ научной литературы 1920-х – 1930-х гг. по вопросам психологии кино. В качестве источников анализируются монографии, статьи в журналах и газетах, в которых обсуждались теоретико-методологические вопросы исследования фильмов. Рассмотрена марксистская (материалистическая) парадигма, на базе которой разрабатывалась советская психология в целом и психология кино в частности в изучаемый период. С позиций диалектического материализма, психика является продуктом социальной действительности и детерминируется материальными факторами, а художественный замысел реализуется через материальную форму кино. В рамках советской психологии кино можно выделить фундаментальные (рефлексологический и психофизиологический) и прикладные (психотехнический и педологический) подходы. В рефлексологическом и психофизиологическом подходах изучались рефлекторные и динамические характеристики функционирования психических явлений в процессе восприятия и воздействия кино. В психотехнике и педологии анализировались особенности восприятия и влияния фильмов на представителей определенных социальных групп и их деятельности в различных социальных и профессиональных сферах. Описанные методологические разработки в области советской психологии кино 1920-х – 1930-х гг. позволяют обозначить данное научное направления как самостоятельное и имевшее собственную концептуальную специфику.
Психолог. 2025;(5):21-35
pages 21-35 views

Профессиональное высвобождение и благополучие личности: дифференциация траекторий адаптации на основе индивидуальных особенностей

Степанова Д.Е.

Аннотация

Статья посвящена исследованию процесса профессионального высвобождения как критического жизненного события, оказывающего значительное влияние на психологическое благополучие личности. Целью исследования являлась дифференциация траекторий психологической адаптации к увольнению на основе индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Актуальность темы заключается в том, что процесс профессионального высвобождения сотрудников представляет собой важное жизненное событие, за которым следуют серьезные и глобальные перемены, стресс, потеря собственной идентичности, все это приводит к снижению благополучия сотрудников в организации. Вопрос психологического обеспечения профессионального благополучия в организации недостаточно исследован, и отсутствие эффективных профилактических мер для поддержания благополучия сотрудника является общепризнанной проблемой. Несмотря на значительный объем зарубежных исследований, в отечественной психологии данная тема разработана недостаточно. Анализ публикаций позволяет констатировать на чем сфокусировано внимание российских ученых при изучении профессионального благополучия сотрудников. В исследовании приняли участие 174 респондента. Методологическая база включала комплекс психодиагностических методик, направленных на оценку копинг-стратегий, жизнестойкости, эмоционального интеллекта, мотивации и ценностных ориентаций, а также применение корреляционного и кластерного анализа. В результате анализа эмпирических данных были выявлены ключевые предикторы успешного профессионального высвобождения: общие способности, жизнестойкость и ценностные ориентации. Методом кластерного анализа выделено пять типов сотрудников с характерными профилями поведения в ситуации высвобождения: «гармоничный интеллектуал», «трудоголик», «непризнанный гений», «служитель» и «жертва обстоятельств». Для каждого типа описаны доминирующие копинг-стратегии и психологические особенности. На основе полученной типологии разработаны и описаны дифференцированные траектории адаптации, предлагающие организациям целевые направления психологической поддержки с учетом индивидуального профиля сотрудника. Процесс адаптации сотрудников в ситуации профессионального высвобождения заключается в едином алгоритме, который включает в себя основные направления работы: диагностико-аналитическую; консультативную; развивающую; просветительскую. Делается вывод о том, что учет личностных особенностей в процессе высвобождения способствует не только успешной адаптации сотрудника, но и сохранению его психологического благополучия, что в конечном итоге имеет значение для социальной ответственности и репутации организации
Психолог. 2025;(5):36-45
pages 36-45 views

Психологическая готовность к риску как фактор эффективности деятельности специалистов экстремального профиля

Волков С.С.

Аннотация

Предметом исследования является психологическая готовность к риску как ключевой фактор эффективности деятельности специалистов. Особую роль здесь имеют специалисты экстремального профиля, поскольку их профессиональная деятельность сопряжена с чрезвычайными и стрессовыми ситуациями, в условиях которых готовность к риску и высокая стрессоустойчивость необходимы. В статье раскрывается сущность и структура готовности к риску, ее роль в обеспечении устойчивости поведения и результативности деятельности в условиях высокой неопределенности и эмоционального напряжения. Психологическая готовность рассматривается не только как индивидуально-личностное свойство, но и как динамическое состояние, включающее когнитивные, мотивационные и эмоционально-волевые компоненты, влияющие на качество профессиональных решений. Особое внимание уделено взаимосвязи уровня готовности к риску с успешностью профессиональной деятельности, групповой динамики в экстремальных условиях. Методы исследования включают анализ и синтез научных источников, сравнительный анализ подходов к изучению риска, систематизацию теоретических моделей саморегуляции и эмпирических данных о психологической устойчивости специалистов экстремального профиля. Использование междисциплинарного инструментария позволило объединить психологический, физиологический и организационный подходы к пониманию феномена готовности к риску, рассмотреть его как элемент профессиональной надежности. Научная новизна работы заключается в уточнении концептуальных основ психологической готовности к риску, в определении ее структурных компонентов и механизмов проявления в профессиональной деятельности, а также в обосновании ее роли как детерминанты эффективности поведения специалистов экстремального профиля. Показано, что конструктивная готовность к риску способствует формированию устойчивости, адекватному прогнозированию последствий действий и снижению уровня деструктивных эмоциональных реакций, тогда как неосознанная или чрезмерная склонность к риску повышает вероятность ошибок и снижает профессиональную надежность. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса рекомендаций по диагностике и развитию психологической готовности к риску у специалистов экстремальных профессий. Предлагаются направления внедрения психологических тренингов, методов стресс-менеджмента, программ профилактики эмоционального выгорания и инструментов командной подготовки, направленных на формирование осознанного, управляемого отношения к риску. Полученные результаты могут быть использованы в системе профессионального отбора, при разработке образовательных модулей по психологической подготовке, а также в деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность и экстренное реагирование.
Психолог. 2025;(5):46-57
pages 46-57 views

Проблема готовности психологов и психотерапевтов к сотрудничеству со священнослужителями

Иливицкая Л.Г., Кузовенкова Ю.А.

Аннотация

В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать готовность практикующих психологов и психотерапевтов к сотрудничеству со священнослужителями. Объектом исследования выступали практикующие психологи и психотерапевты, принадлежащие к разным методологическим традициям. Предметом исследования являлась степень и направленность их готовность к сотрудничеству со священнослужителями. Актуальность темы обусловлена тем, что в последние десятилетия психологическая наука признала значимость религиозности и духовности как мощного помогающего ресурса и важного аспекта, который необходимо учитывать в психологии и психотерапии. Однако, теоретическое признание автоматически не означает готовность психологов и психотерапевтов к переводу данного вопроса в плоскость сотрудничества с представителями церкви, при том, что диалог подобного рода для религиозных клиентов и пациентов является крайне важным. Методом сбора информации являлось полуструктурированное интервью. Было опрошено 22 практикующих специалиста. Методом обработки собранного материала послужил тематический анализ. Было выявлено, что на теоретическом уровне подавляющее большинство респондентов демонстрируют понимание взаимосвязи психологии и религии и признают потенциал такого партнёрства, основанный на общей цели помощи человеку. Однако эмпирические данные выявляют значительный разрыв между декларируемой готовностью и её практической реализацией: только половина опрошенных специалистов имеют соответствующий опыт. Выявлено кардинальное различие между практикующими специалистами с опытом взаимодействия и теми, кто не имел такого опыта. Участники, имеющие опыт сотрудничества, чётко формулируют цели взаимодействия, которые систематизированы в две обобщающие категории: просветительская деятельность (повышение грамотности в вопросах психического здоровья) и практическая помогающая деятельность (оказание терапевтической помощи с учётом религиозного мировоззрения). Также был выявлен односторонний характер сотрудничества: психологи применяют свои компетенции в религиозной среде, но не проявляют инициативы для получения знаний от священнослужителей и углубления собственной религиозной компетентности, что ограничивает потенциал диалога. Исследование выявляет системный разрыв между осознанием необходимости сотрудничества и его практическим воплощением. В статье выделены и проанализированы ключевые барьеры, препятствующие переходу от теоретического консенсуса к реальному взаимодействию. Делается вывод о том, что для активизации сотрудничества необходима целенаправленная работа по преодолению выявленных практических и мировоззренческих препятствий.
Психолог. 2025;(5):58-71
pages 58-71 views

Гендерные особенности принятия решений в условиях риска и неопределенности

Трубицына Л.В., Трубицын А.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования специфики гендерных особенностей воздействия эмоциональной составляющей на процесс выработки и принятия решений и роли гендерных особенностей субъективных оценок риска в ходе принятия решений. В современной научной литературе достаточно большое внимание уделялось вопросам гендерных различий в стиле руководства и в принятии управленческих решений, однако проблема рационального объяснения мужчинами и женщинами выбора в условиях риска в разных ситуациях остается почти не изученной. Одним из шагов в направлении постепенной ликвидации этих пробелов являются авторские эксперименты, описанные в статье. Были проведены два эксперимента: в первом эксперименте проверялась гипотеза о разной степени рациональности и эмоциональности как основы для принятия решений мужчинами и женщинами,во втором – гипотеза о различии между мужчинами и женщинами в принятии решений в условиях риска в разных ситуациях. Основным методом исследования являлся эксперимент. Анализ данных, полученных в результате экспериментальной проверки выдвинутых авторами гипотез, осуществлялся с помощью методов математической статистики. Были использованы критерий φ-Фишера (угловое преобразование Фишера) и критерий V-Крамера. Представленные в статье результаты авторских экспериментальных исследований вносят вклад в развитие представлений о гендерных особенностях принятия решений в условиях риска и неопределенности. По результатам проведенных экспериментов, направленных на исследование особенностей принятия решений мужчинами и женщинами, можно сделать следующие выводы: эмоциональность и рациональность принятия решений у мужчин и женщин примерно одинакова, достоверных различий эмоциональных и рациональных объяснений у мужчин и женщин также не обнаружено. Выбор мужчин и женщин зависит от типа задач, причем различия в принятии решений мужчинами и женщинами обнаруживаются только в некоторых ситуациях. Мужчины в оценке своих шансов на выигрыш чаще опираются на объективную вероятность, данную в условиях задачи, а женщины чаще опираются на субъективные представления о риске.
Психолог. 2025;(5):72-89
pages 72-89 views

Индивидуально-психологические особенности патриотичности латвийских и российских студентов

Цвекс М.В., Рушина М.А.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью получения дополнительных данных по проблеме патриотичности личности, в частности, потребностью в понимании специфики структуры патриотичности и его проявления представителями различных этнических групп. На фоне активных геополитических процессов вопрос патриотической направленности личности достаточно актуален. В связи с этим целью данной работы является выявление и описание особенностей патриотичности у российских и латвийских студентов. Исследование патриотичности осуществляется в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова, который дает возможность представить данным феномен, как одно из свойств личности. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения этого свойства, вследствие чего выявлены индивидуально-психологические особенности патриотичности среди российских и латвийских студентов. Использовались: оригинальный бланковый тест «Патриограмма» (С.И. Кудинов, А.В. Потёмкин), а также в латышской адаптации М.В. Цвека и М.А. Рушины; «Пятифакторный опросник» (P.T. Costa, R.R. McCrae, в русской адаптации М.В. Бодунова и С.Д. Бирюкова), а также а латышской адаптации A. Rošane. Во-первых, выделены два вида патриотичности (условно конструктивная и условно неконструктивная). Во-вторых, условно конструктивная патриотичность схожа по своей структуре в обеих группах и характеризуется влиянием гармонических переменных на свою структуру, т.е. высокой готовностью (энергичность) самостоятельно вступать в патриотическую активность (интернальность) переживая положительные эмоции (стеничность), ориентацией на социально-значимые ценности, доминированием социоцентрических мотивов (социоцентризм) и наличием суждений общего характера об этом феномене (осведомлённость) одновременно с более глубоким представлением о нём (осознанность). В-третьих, условно неконструктивная патриотичность отличается по своей структуре у российских и латвийских студентов. У российских студентов данный вид характеризуется влиянием на свою структуру агармонических переменных динамической, аффективной, регуляторной и мотивационной компонент патриотичности, а также трудностей в проявлении этого свойства. У латвийских студентов в условно неконструктивной патриотичности сохраняется влияние гармонических переменных динамической, аффективной и регуляторной компонент патриотичности, при этом наблюдается амбивалентность в мотивационной, ценностной и продуктивной компонентах, а также влияние личностных трудностей на его структуру.
Психолог. 2025;(5):90-114
pages 90-114 views

К вопросу об измерении уровня ролевого стресса работающих матерей

Пачколина А.В.

Аннотация

Современный мир сложно представить без активной социальной позиции женщин, мало кого удивит женщина учёный, руководитель или исследователь космоса. Однако, рождение и воспитание детей не отошли на второй план, женщины по-прежнему активно включены в роль матери и хозяйки. Многоплановость выполняемых ролей, высокие социальные требования и попытка совместить карьеру и материнство создаёт риски к возникновению внутриличностного конфликта, который значительно снижает качество жизни как самих женщин, так и их детей. Статья предлагает достаточно новую модель ролевых стрессов для понимания внутриличностного конфликта работающей матери, которая включает в себя такие компоненты, как ролевая неоднозначность, ролевой конфликт и ролевая перегрузка. Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов помог сформулировать основные причины возникновения ролевых стрессов, а также психологические области их проявлений. В статье обозначены ключевые конструкты, характеризующие те сферы жизни работающей матери, которые наиболее чувствительны для проявления ролевых стрессов. Сформулированы определения всех ключевых понятий, раскрывающие заложенный смысл феномена ролевой неоднозначности, ролевых конфликтов и ролевой перегрузки, описаны формы их проявления. На основе практики психологического консультирования: -были выделены лексические компоненты отражающие мысли, чувства, действия, ситуационный контекст и опыт личных реакций негативных переживаний в ответ на несоответствие ролевым ожиданиям; - разработан «Опросник ролевых стрессов», который отражает совокупность наиболее ярко выраженных психологических компонентов внутриличностного конфликта, приводящего к возникновению ролевых стрессов. Представленные в публикации результаты систематизации факторов, лежащих в основе внутриличностного конфликта работающей матери, закладывают основу для дальнейшего исследования проблемы и разработки диагностического инструмента в понимании проблемы ролевых стрессов работающих матерей.
Психолог. 2025;(5):115-135
pages 115-135 views

Взаимосвязь компонентов Я-концепции и тревожности у старших подростков

Черемискина И.И., Капустина Т.В., Кузнецова А.Д.

Аннотация

Теоретическим объектом изучения является старший подростковый возраст. Его исследование актуально, поскольку этот период связан с высокой учебной нагрузкой на школьников и одновременным становлением самосознания. Нынешняя социокультурная ситуация также усиливает этот эффект и сказывается на формировании Я-концепции подростков. В условиях информационной перегрузки, нестабильности социальных норм и высокой значимости внешней оценки подростки сталкиваются с трудностями в осознании и принятии собственного «Я». Подростки становятся уязвимыми и чувствительными, могут проявлять тревожность, которая отрицательно сказывается на их эффективности во всех сферах деятельности. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов Я-концепции подростков и тревожности, а также оценки половых различий по этим параметрам, в котором приняло участие 92 старших подростка из городов Приморского края. В исследовании применялись: методика «Кто Я?» «Шкала Я-концепции для детей»; «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан; «Интегративный тест тревожности» А.П. Бизюк и др. Для статистического анализа результатов тестирования применялись критерии Ч. Спирмена и Манна-Уитни. В структуре Я-концепции выявлены наиболее выраженные компоненты, связанные с саморефлексией, деятельностью, физическими характеристиками и социальной идентичностью. При доминирующем среднем уровне ситуативной и личностной тревожности, выраженными являются фобический и астенический компоненты. Установлена отрицательная корреляция между устойчивостью Я-концепции и тревожностью. У девушек значимо чаще наблюдаются более высокие уровни самооценочной и общей тревожности, а также выраженная чувствительность к межличностной оценке. Несмотря на наличие большого количества эмпирических исследований тревожности и самооценки подростков, данная работа обладает научной новизной, поскольку позволяет дает более глубокое понимание взаимосвязи между Я-концепцией и тревожностью, расширяет представления о факторах, влияющих на психоэмоциональное состояние подростков, уточняет роль когнитивных, оценочных и поведенческих аспектов Я-концепции в формировании тревожности. Исследование открывает возможности для разработки профилактических и коррекционных программ, способных снизить уровень тревожности, укрепить психологическую устойчивость и самооценку подростков в этот важный период развития, что, в свою очередь, может способствовать улучшению их адаптации в обществе, повышению успеваемости и развитию личностных качеств.
Психолог. 2025;(5):136-151
pages 136-151 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».