№ 3 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Работа с материалом сновидений как фактор снижения уровня тревожности

Богачев А.М., Бутенко Т.А., Коршикова М.А.

Аннотация

Предметом исследования является феноменология и материал сновидений как проявление психической активности личности в контексте психологической психотерапии. Объектом исследования – испытуемые – физические лица – при посредничестве психолога ведущие работу с материалом своих сновидений в целях снижения уровня тревожности. Гипотеза исследования: работа с материалом сновидений в рамках авторской синтетической концепции сновидений является эффективной, что проявляется в понижении как ситуативной, так и личностной тревожности лица, со сновидениями которого ведется работа. Актуальность исследования определяется, с одной стороны, растущим интересом к тематике сновидений как с научной, так и с прикладной, психолого-психотерапевтической точек зрения, а, с другой стороны, отсутствием подтвержденных посредством математического анализа данных об эффективности работы с материалом сновидений. В рамках исследования применялись, в том числе, метод исследования отдельных случаев, метод тестирования (тест тревожности Спилбергера–Ханина), метод самонаблюдения (интроспекции). Результаты исследования позволяют сделать статистически значимые выводы об психолого-психотерапевтической эффективности работы с материалом сновидений с использованием алгоритма, предложенного в рамках авторской синтетической концепции сновидений. При этом с помощью средств математической статистики подтверждаются данные, в свое время приведенные в работах таких авторов, как В.В. Козлов, В.В. Майков, С.А. Парфентьев и др., но ранее не обоснованные с позиций академической науки. Новизна представленного исследования заключается в таком обосновании, что может вызвать интерес как у ученых-теоретиков, так и у специалистов в области практической психологии. Как явствует из полученных исследователями данных, различия по шкале «Ситуационная тревожность» по критерию Вилкоксона достоверны на уровне значимости p.
Психология и Психотехника. 2025;(3):1-44
pages 1-44 views

Антиципация и депрессия: обзор исследований

Боровиков А.В.

Аннотация

Антиципация охватывает многие сферы психической деятельности человека и участвует в ряде важных адаптивных процессов. В последние годы проведено значительное количество исследований, посвящённых изучению антиципации как фактора, влияющего на возникновение депрессии. Однако до сих пор существует недостаток исследований, которые обобщают и систематизируют данные об антиципации в условиях депрессии. Это связано с тем, что антиципация достаточно широкое понятие и исследователи используют различные определения и термины для описания того или иного аспекта антиципации. Исходя из этого, цель данной работы заключается в исследовании разрозненных исследований, посвященных антиципации в контексте депрессии. Предметом исследования выступает антиципация как один из ключевых факторов, оказывающих влияние на развитие депрессивных расстройств.  Для достижения поставленной цели был осуществлен обзор литературы. Поиск литературы произведен по следующим ключевым словам: «антиципация», «перспектива», «ожидание», «предвосхищение», «прогнозирование», «предсказание», «мышление о будущем», «мышление, направленное на будущее», «прогностическая обработка», «суждение о будущем» в сочетании с терминами «дисфория», «депрессия» и «депрессивное расстройство». В работе рассмотрены теоретические модели депрессии, подчеркивающие роль антиципации в её этиопатогенезе. Представлены результаты исследования, в которых подчеркивается, что депрессия характеризуется определенным профилем прогнозирования будущего и убеждённостью в неизбежности негативных исходов. Рассмотрены точность прогнозов и устойчивость негативных ожиданий. Описан дефицит специфичности эпизодического мышления, в основе которого лежат механизмы нарушения эпизодической памяти. Показано, что у лиц с депрессией искажен процесс целеполагания и нарушено прогнозирование эмоций и удовольствия. Антиципация, рассматриваемая как свойство личности, также связана с депрессией. Представлены психологические интервенции, направленные на развитие антиципации и способные снизить симптомы депрессии. Сформулированы выводы о взаимосвязи между депрессией и антиципацией, а также выделены направления для будущих исследований в данной области.
Психология и Психотехника. 2025;(3):45-64
pages 45-64 views

Агрессия как психологический феномен и теоретические аспекты его понимания

Шилова В.А.

Аннотация

Агрессия – крайне сложный и многоаспектный психологический феномен, оказывающий влияние на межличностные отношения и социальную стабильность. Несмотря на обширное количество теоретических подходов к её изучению, существует значительное разнообразие в представлениях о природе агрессии, её формах и мотивации к реализации, что затрудняет психологическую работу с агрессией в различных её проявлениях. Предметом исследования выступила агрессия как психологический феномен и подходы к ее пониманию. Авторами были изучены также понятия "агрессивное поведение", "агрессивность" "враждебность" и иные часто используемые в данной тематике понятия. В самом исследовании была поставлена цель систематизировать и критически проанализировать основные теоретические подходы к агрессии как психологическому феномену, выделить ключевые психологические механизмы и мотивационные аспекты реализации человеком агрессивных тенденций. Кроме того, виделось важным предложить интегративное определение «агрессии», которое могло бы использоваться при проведении эмпирических исследованиях и разработке практических методов профилактики и коррекции агрессивного поведения. Предполагалось, что агрессия существенно отличается от близких понятий и представляет собой многоуровневую структуру с функциональными и мотивационными компонентами. В исследовании использован теоретико-методологический анализ научный публикаций для выявления ключевых компонентов агрессии, определения её терминологического поля, а также систематизации подходов к её пониманию. На начальном этапе осуществлялся простой отбор публикаций по ключевым словам «агрессия», «агрессивное поведение» и т.п., после чего выбранные статьи подвергались непосредственному контент-анализу. В ходе исследования проанализированы классические и современные концепции агрессии, выявлено разнообразие её форм и сформулированы чёткие разграничения понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», а также «гнев» и «враждебность». Предложенная авторами исследования классификация подходов к пониманию механизмов агрессии интегрировала в себя психологические, социальные, биологические и экологические концепции. Кроме того, в статье было сформулировано интегративное определение агрессии как психологического феномена, учитывающее его биологические, психологические и социальные детерминанты. Разработанная классификация позволяет шире посмотреть на понимание феномена, а сформулированное определение данного психологического феномена открывает перспективы для проведения глубинных эмпирических исследований, создания диагностических инструментов и программ профилактики и коррекции агрессивного поведения в современных социокультурных условиях.
Психология и Психотехника. 2025;(3):65-84
pages 65-84 views

Психологическая атмосфера в российском вузе как основа мотивации к обучению

Фам Т.К., Караванова Л.Ж.

Аннотация

Мотивация к обучению зависит как от особенностей личности студента, так и от внешних факторов, в том числе от психологической атмосферы, которая формируется в учебных группах. Данный аспект изучен для иностранных студентов довольно слабо. Целью исследования является воздействие психологической атмосферы на мотивацию к обучению в высшем учебном заведении у вьетнамских студентов разных годов обучения. Психологическая атмосфера учебных групп, где обучаются вьетнамские студенты, может быть охарактеризована как благоприятная, при этом иностранные обучающиеся в большей степени выделяют такие компоненты, как сотрудничество, дружелюбие, согласие и удовлетворенность. В меньшей степени выражены взаимная поддержка, увлечённость, занимательность и успешность. Обнаруженные сильные корреляции между внутренней мотивацией и отдельными компонентами психологической атмосферы в учебных группах, при этом для мотивации к получению диплома не выявлено значимых корреляций. В большей степени на внутреннюю мотивацию воздействуют такие компоненты психологической атмосферы, как успешность, взаимная поддержка и сотрудничество. Исследование проведено на выборке состоящей из 40 вьетнамских студентов, которых обследовали стандартными методиками дважды, на 1 и 3 году обучения. Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу и попарному сравнению при помощи коэффициента Манна-Уитни. Впервые в сравнительном ключе рассмотрены особенности мотивации вьетнамских студентов к обучению в российских вузах на 1 и 3 курсе. Выявлено преобладание внешней мотивации на младших курсах и внутренней – на старших, что противоречит ранее полученным данным по указанной социальной группе. Впервые показан стабильный характер мотивации «получение диплома» у вьетнамских студентов, что объясняется национальными и культурными особенностями, а также престижностью высшего образования во Вьетнаме. Впервые продемонстрировано усиление мотивации к обучению у студентов 3 курса по сравнению с первым, что может объясняться психологической атмосферой образовательного учреждения, для которого проведено исследование. Показанны статистически значимые различия в структуре мотивации у студентов из Вьетнама 1 и 3 годов обучения. Впервые продемонстрированы особенности психологического климата в группах, где обучаются вьетнамские студенты, выявленны ключевые характеристики психологического климата, которые демонстрируют сильные корреляции с мотивацией к обучению.
Психология и Психотехника. 2025;(3):85-99
pages 85-99 views

Концепция психологии здоровья как основа эффективности реабилитации и абилитации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями нейропсихического развития

Антоненко А.В., Калошин А.В., Завьялов А.А., Березин С.И., Орлов М.Н., Орлов С.М.

Аннотация

Объектом исследования выступает процесс реабилитации и абилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Предмет исследования – концепция психологии здоровья как условие успешной реабилитации и абилитации детей с РАС. Целью исследования является экспериментальное обоснование эффективности реабилитации и абилитации детей с РАС и другими нарушениями нейропсихического развития, в основе которой лежат принципы и методы концепции психологии здоровья. Процесс реабилитации и абилитации, здоровье детей с РАС рассматриваются с позиции теории и практики психологии здоровья. Особое внимание уделено пониманию здоровья ребенка с РАС в контексте основных положений психологии здоровья, которое определяется как системное образование, как баланс психического, физического и социального благополучия личности. РАС рассматривается как специфическое системное нарушение психического развития детей, которое проявляет себя в нарушениях социального взаимодействия, нейрофизиологического и соматического функционирования организма. Методы исследования: нейрофизиологические методы, лабораторные методы, методы психологического обследования, метод индивидуального расчета нутриентов, методы рационального питания, методы поведенческого вмешательства, количественные и качественные методы обработки данных. Исследование проведено среди детей в возрасте от 4-х до 10 лет с диагнозом РАС в количестве 48 человек на базе Центра Здоровья научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии «САНАТ», г. Новороссийск. Основным выводом проведенного исследования является положение об эффективности программы вторичной профилактики детей с РАС и другими нарушениями нейропсихического развития, в основе которой лежат принципы и методы концепции психологии здоровья. Включение детей с РАС в программу вторичной профилактики обеспечивает положительную динамику нейрофизиологического развития детей: улучшение показателей мозгового кровообращения, состояния сосудов и биоэлектрической активности головного мозга, улучшение маркеров повреждения мозга, а также повышение навыков социальной коммуникации и снижение сопутствующих РАС нарушений. Новизна исследования заключается в том, что впервые научно обоснована эффективность теории и практики психологии здоровья в отношении детей с РАС. Полученные результаты позволяют рекомендовать к применению заявленную программу для достижения положительной динамики нейрофизиологического и психологического развития, снижения коморбидной симптоматики и улучшения соматического здоровья у детей с РАС в рамках реализации программ вторичной профилактики.
Психология и Психотехника. 2025;(3):100-117
pages 100-117 views

Эмоциональные компоненты психологического здоровья у молодых лиц с нарушением адаптации

Аббасалиева С.Э., Резникова Т.Н., Селиверстова Н.А., Чихачев И.В.

Аннотация

Предметом исследования является эмоциональное состояние молодежи с диагнозом «нарушение адаптации» в контексте психологического здоровья. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как значимость эмоций в общей системе благополучия личности, включающей физическое, психическое, социальное и духовное здоровье. Особое внимание уделяется проявлениям тревожности, субдепрессивного настроения, страха, а также агрессивным и саморазрушающим эмоциональным реакциям, включая чувство вины и обидчивость. Отмечается, что подобные эмоциональные дисфункции существенно влияют на качество жизни молодых людей, вызывая снижение жизненной активности, ухудшение психического состояния и общего самочувствия. Кроме того, подчеркивается роль как внутренних факторов (неуверенность, заниженная самооценка), так и внешних (социальная нестабильность, информационная перегрузка) в формировании эмоционального напряжения. Акцент сделан на дефиците адаптационных ресурсов и недостаточной сформированности эффективных стратегий эмоционального регулирования у данной категории молодежи. Психодиагностическое обследование проводилось с использованием опросников для оценки тревожности, депрессии и показателей качества жизни. Применялись валидизированные методики: шкала Зунга, шкала тревожности Тейлора и опросник Басса-Дарки. Это позволило комплексно проанализировать эмоциональные проявления и выявить ключевые нарушения в эмоциональной и личностной сферах у молодежи с нарушением адаптации. Основными выводами проведенного исследования явилось установление связи между нарушением адаптации и выраженными эмоциональными расстройствами у молодежи, включая высокий уровень тревожности, субдепрессию, страх и агрессию, а также значительное снижение показателей качества жизни. Выявлена зависимость эмоционального напряжения от сочетания внутренних и внешних факторов, а также недостаточности механизмов психологической адаптации. Установлено, что наиболее характерны комбинированные варианты эмоциональных отклонений, которые приводят к значительному снижению качества жизни и общего уровня психологического благополучия. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению эмоционального состояния молодежи с учетом как индивидуально-личностных особенностей, так и социального контекста, в котором формируются дезадаптивные реакции. Особым вкладом автора в исследование темы является акцент на необходимости индивидуализации психотерапевтических программ и развитии эмоциональной устойчивости как важнейших направлений психологической помощи молодежи, находящейся в состоянии эмоционального и адаптационного дистресса.
Психология и Психотехника. 2025;(3):118-135
pages 118-135 views

Психологическое благополучие подростков: целостный подход к интеграции когнитивных и телесных практик на основе обзора и анализа современных концепций психического здоровья

Ребен Р.С., Давыдов С.В.

Аннотация

Предметом исследования является психологическое благополучие подростков в контексте целостного подхода, объединяющего работу с психикой и телом. Подростковый возраст представляет собой критическую стадию развития, когда происходят значительные социальные, эмоциональные и физиологические изменения. Эти изменения оказывают сильное влияние на эмоциональную регуляцию, уровень тревожности и устойчивость к стрессу. В статье подробно рассматривается интеграция когнитивной терапии и телесно-ориентированных методов как наиболее эффективного направления для гармонизации внутреннего состояния подростков. Особое внимание уделяется тому, как сочетание психологических и соматических практик позволяет устранить пробелы традиционных подходов, формируя комплексные стратегии поддержки. Цель исследования – показать, что такой междисциплинарный подход способствует развитию саморегуляции, устойчивости и осознанности, отвечая многомерным потребностям подростков. В статье используется системный теоретический анализ, основанный на биопсихосоциальной модели (модель БПС). Критериями отбора моделей стали: психологическое благополучие, телесно-ориентированная психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия. Цель анализа – преодолеть методологический разрыв между телесным и когнитивным подходами и феноменом психологического благополучия. Результаты исследования свидетельствуют о том, что интеграция подходов на основе «психики и тела» значительно улучшает психологическое благополучие. Этот эффект достигается за счет комплексного развития навыков саморегуляции, устойчивого снижения уровня тревожности и усиления личностной автономии. Научная новизна работы заключается в синтезе когнитивных и телесных методик, что эффективно компенсирует ключевые ограничения изолированных методов (например, игнорирование телесного аспекта травмы в классической КПТ). Практическое внедрение результатов включает разработку школьных программ и клинических протоколов, сочетающих дыхательные практики, осознанность и когнитивное реструктурирование. Такой интегративный подход особенно актуален для подростков, так как полностью соответствует их возрастной потребности в телесном самопознании и развитии. Данный анализ вносит вклад в развитие междисциплинарных подходов в области психического здоровья, предлагая консолидированную теоретическую основу для последующих эмпирических исследований и разработки научно обоснованных интервенций.
Психология и Психотехника. 2025;(3):136-149
pages 136-149 views

Изучение семейной истории как средство досуга, самореализации и терапии психоэмоциональных состояний студентов

Железняк Н.Е.

Аннотация

В статье рассмотрены психологические механизмы воздействия семейной истории, такие как семейный сценарий, семейный мир, межпоколенная передача, на психоэмоциональное состояние студентов. Проанализированы подходы к феномену влияния семейной истории в различных психологических школах. Рассмотрено психологическое воздействие изучения семейной истории на психоэмоциональные состояния личности с учетом возрастной динамики. Изучена тема сохранения семейной истории как средство досуга и самореализации, а также обоснована необходимость ее изучения в России. Таким образом, цель данного исследования – доказать эффективность использования семейной истории как средства психологической работы при помощи изучения и систематизации актуальных научных работ по данной тематике. Предмет исследования – возможности психотерапии средствами изучения семейной истории в коррекции психоэмоциональных состояний у студентов. Объектом настоящего исследования является процесс психотерапевтической деятельности с использованием семейной истории. В статье создан обобщающий обзор доступных результатов исследований по применению занятий семейной историей в терапевтической практике на основе публикаций российских и зарубежных авторов. Показано, что занятия семейной историей могут являться ресурсом социальной адаптации для лиц с низкой жизнестойкостью, межпоколенный диалог и взаимодействие оказывают безусловный положительный эффект на психологическое благополучие. Также подтверждено, что существует связь между эмоциональным благополучием и показателем семейной идентичности как переживанием ценности семьи. Также показано, что у студентов, занимающихся на курсах по изучению семейной истории, улучшаются показатели идентификации с семьей, повышается самооценка и снижается тревожность. При этом отмечается, что в некоторых случаях изучение истории семьи может иметь и обратные негативные последствия для психоэмоционального состояния человека. Путем анализа доступных материалов было установлено: изучение семейной истории является эффективным методом терапии психоэмоциональных состояний в России и мире, однако изучение семейной истории, как эффективного психологического инструмента, пока остается мало разработанной темой. При этом доступные результаты проведенных к настоящему времени исследований указывают на то, что использование генеалогических исследований в психологической практике, а также на обучающих мероприятиях дает положительные психотерапевтические эффекты.
Психология и Психотехника. 2025;(3):150-167
pages 150-167 views

Возможности психосемантического метода в исследовании социальной ангедонии у больных шизофренией

Власов А.С., Шумакова О.А.

Аннотация

Представлены результаты исследования социальной ангедонии у больных шизофренией. Предметом исследования является социальная ангедония у больных шизофренией. Цель работы: провести теоретический анализ возможностей психосемантического подхода и представить эмпирические данные особенностей субъективной семантической структуры социального опыта у больных шизофренией, ее связей с выраженностью социальной ангедонии и особенностями социальной мотивации. Уточняется то, что больные шизофренией с выраженной социальной ангедонией проявляют активное социальное избегание, вместо ожидаемого равнодушия. Особое внимание уделено психосемантическому подходу, позволяющему описать структуру субъективных семантических координат социального опыта у больных шизофренией и выявить ее связь с мотивацией на социальное избегание. В исследовании приняли участие 42 пациента в возрасте от 23 до 46 лет (средний возраст = 34,8 лет, SD = 7,4) с диагнозом: «F20.0 параноидная шизофрения» со стажем заболевания более 5 лет, в состоянии субремиссии, без выраженной психотической симптоматикой. Адаптированные методики «Шкала социальной ангедонии» (Eckblad et al., 1982), «Шкала социального избегания и дистресса» (D. Watson, R. Friend, 1969), «Краткая шкала страха негативной социальной оценки» (M. Leary, 1983), «Торонтская шкала алекситимии» (G. Taylor, J.Parker, R. Bagby, 1994); программа SPSS Statistics ver.22. Выявлено, что социальная ангедония у больных шизофренией связана с особенностями субъективной семантической структуры социального опыта; больные шизофренией независимо от наличных характеристик и контекста характеризуют других как злых и недоброжелательных, что приводит их к невозможности получать удовольствие от социального взаимодействия; эти особенности опосредуют мотивацию к социальному избеганию, а также препятствуют получению эмоционального опыта из актуальной ситуации социального взаимодействия. Новизна результатов заключается в применении психосемантического метода, а именно направленного ассоциативного эксперимента, в котором испытуемым последовательно предъявлялись изображения, представляющие собой фотографии глаз профессиональных актеров, выражающих различные эмоциональные состояния. Полученные результаты результаты дополняют ранее проведенные исследования в области социальной мотивации больных шизофренией. Область применения результатов: разработка и реализация психокоррекционных и психотерапевтических программ.
Психология и Психотехника. 2025;(3):168-181
pages 168-181 views

Воздействие информационно-коммуникационных платформ на поведение современных подростков

Глушкова С.А.

Аннотация

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни современных подростков. Помимо развлекательных функций приложения для коммуникаций способны модернизировать образовательный процесс и создать предпосылки для формирования полноценной личности подростка, который адекватно оценивает риски применения информационно-коммуникационных технологий и который способен извлечь положительный опыт для формирования успешной карьеры в будущем. Внедрение информационно-коммуникационных платформ способствовало выявлению особенностей социального поведения среди подростков. В зависимости от интенсивности использования электронных сервисов происходит изменение поведения старших школьников. Целесообразно рассматривать среду интернет-коммуникаций как средство улучшения коммуникативных навыков и развития компенсаторских функций социализации. Цель статьи – выявление взаимосвязи между интенсивностью использования информационно-коммуникационных платформ и особенностями фактического социального поведения подростков. Диагностика уровня демонстративности О.С. Посыпановой; опросник социальной желательности Д. Кроун, Д. Марлоу; тестирование «Кто Я?» М. Куна, доработанная Т. В. Румянцевой, опросник на выявление локуса контроля Дж. Роттера, анкетирование на выявление поведенческих реакций (авторская методика). Для диагностики внешних характеристик поведения было проведено интервьюирование характерного социального поведения пользователей. В ходе проведенного исследования выяснилось, что подростки с низким уровнем применения приложений коммуникаций нацелены на использование приложения в образовательных целях. Подростки со средней интенсивностью применения приложения делятся своими личными успехами и достижениями, а также коммуницируют по образовательным темам для получения и передачи информации. Высокая активность в приложении среди подростков приводит к формированию обширного круга друзей, администрированию групп и активному участию в различных воспитательных мероприятиях с целью самопрезентации в выгодном ракурсе. Чем интенсивнее подростки используют электронное приложение, тем выраженнее проявляется демонстративное поведение, интенсифицируется социальная желательность, ярче проявляются поведенческие реакции, а также происходит смещение локуса контроля в сторону экстернального. Поскольку присутствие интерактивных платформ для общения растет, следует поощрять здоровое использование информационных ресурсов.
Психология и Психотехника. 2025;(3):182-194
pages 182-194 views

Психосемантика как метод изучения бессознательных установок в контексте решения комплексных задач

Харитонов И.Ю., Селиванов В.В.

Аннотация

Статья посвящена исследованию бессознательных установок, формирующих когнитивные паттерны восприятия и решения комплексных задач в условиях неопределённости. Актуальность работы определяется необходимостью преодоления ограничений традиционных моделей, фокусирующихся на осознанных стратегиях, и переходом к анализу имплицитных факторов, существенно детерминирующих успешность интеллектуальной деятельности. Особое внимание уделяется ситуациям, требующим творческого подхода, где неосознаваемые смысловые структуры сознания выступают ключевым фильтром интерпретации проблемного поля. В основе исследования лежит психосемантическая парадигма, позволяющая реконструировать глубинные критерии оценки через анализ субъективных семантических пространств. Этот подход обеспечивает операционализацию имплицитных ожиданий субъекта до начала решения задачи, выявляя скрытые координаты, которые формируют предвосхищающий образ проблемы, задают траекторию поиска решений и опосредуют взаимодействие аффективных и когнитивных компонентов мышления. Основным методом выступил лабораторный эксперимент с использованием авторского семантического дифференциала (17 биполярных шкал), адаптированного для оценки восприятия задачи. Выборка составила 72 респондента (18–44 года). Для обработки данных применялся факторный анализ (метод главных осей с вращением «облимин»), корреляционный и графический анализ. Был разработан и апробирован валидный инструмент для диагностики бессознательных установок по отношению к задаче. Выявлена структура семантического пространства «задачи», ключевыми измерениями которого являются «Эмоционально-мотивационная привлекательность» (32% дисперсии, α=0,938) и «Структурная ясность и творческий потенциал» (20% дисперсии, α=0,864), находящиеся в сильной положительной связи (r=0,850). Установлено, что «идеальная» и «нежелаемая» задачи занимают семантически противоположные позиции в данном пространстве. Полученные результаты вносят вклад в понимание единства аффективных и когнитивных процессов при восприятии проблемной ситуации. Теоретическая значимость работы заключается в разработке контекстно-специфичного инструмента, а практическая – в выявлении имплицитных критериев, которыми субъекты бессознательно руководствуются при оценке и выборе стратегий решения, что открывает возможности для оптимизации организации творческой деятельности. Показано, что семантическое пространство задачи не универсально и отражает взаимодействие объективных характеристик задачи и субъективных когнитивных стилей.
Психология и Психотехника. 2025;(3):195-206
pages 195-206 views

Методы машинного обучения при определении психического состояния на основе данных координатного устройства ввода информации

Уймин А.Г.

Аннотация

Предметом исследования являются возможности использования методов машинного обучения для анализа движений компьютерной мыши с целью диагностики психического состояния пользователей. Предложенная модель, основанная на данных о скорости перемещения мыши, частоте кликов и точности наведения, позволяет оценивать уровни тревожности и стресса пользователей. Эксперимент проводится в рамках проекта Remote Topology, который собирает данные для последующей верификации моделей. Основное внимание уделено автоматизации процесса мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся и использованию современных технологий для поддержки их психологического благополучия в образовательных средах. Разработанный подход предполагает выполнение задач в рамках комплексной инфраструктуры, позволяя участнику работать со стандартными задачами системного администратора. В типовых заданиях заложена логика, при которой задача не будет решаться по обычным алгоритмам. Методом исследования является внедрение методов машинного обучения в психодиагностику учащихся, позволяющее анализировать большие данные, выявлять скрытые закономерности и прогнозировать эмоциональные состояния. Приводятся примеры проектов и систем, использующих NLP, анализ движений и активности для раннего выявления тревожности, стресса и депрессии. Основным результатом проведённого исследования является статистический анализ стресса и тревожности участниками. Экспериментальный протокол был разработан таким образом, чтобы воссоздать сценарий аналогичный рабочему дню специалиста среднего предприятия, решающего задачи в соответствии с профстандартом 6.027 специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем. В итоге экспериментальный протокол вызывает общий рост уровня воспринимаемого стресса и тревожности, который может быть корректно определён с помощью методов машинного обучения. Различие в задачах данных классов и алгоритмах усложняет прямое сравнение полученных результатов нашего исследования с существующими исследованиями, приведёнными в обзоре литературы. В ходе предыдущих исследований, а также текущего исследования, направленных на определение уровня стресса с использованием данных активности мыши, была проведена верификация данных экспериментальной группы с применением методов машинного обучения. Анализ подтвердил значимость таких признаков, как время удержания клавиш, интервалы между нажатиями клавиш и скорость движения мыши, что согласуется с результатами предыдущих работ.
Психология и Психотехника. 2025;(3):207-223
pages 207-223 views

Психологическое сопровождение как один из механизмов, обеспечивающий эффективность трудовой деятельности

Соболева Е.В.

Аннотация

Объектом исследования являются психологические аспекты, обусловливающие эффективность трудовой деятельности. Предметом исследования служат внутренние психологические механизмы, влияющие на интерес человека к профессии, потребность в профессиональном развитии и самореализации, карьерном росте, его отношение к работе, коллегам, организации, а также на его мотивационно-ценностную направленность. Цель исследования состоит в углублении теоретико-методических положений, исследовании показателей эффективности трудовой деятельности до и после реализации программы психологического сопровождения и разработке научных и практических рекомендаций по психологическому сопровождению как механизму, обеспечивающему эффективность трудовой деятельности. В статье рассмотрена проблема психологического сопровождения как одного из механизмов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности. В процессе исследования были выявлены психологические показатели эффективности трудовой деятельности. Автором статьи представлена оригинальная программа психологического сопровождения, направленная на регуляцию уровня стресса сотрудников в соответствии с эффективностью трудовой деятельности и поведения во взаимосвязи с особенностями развития организации. Методологической основой написания статьи послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие психологические факторы, влияющих на эффективность трудовой деятельности, а также психологическое сопровождение в условиях повышенного стресса на разных этапах трудовой деятельности. В исследовании использованы теоретические (сравнительный анализ) и эмпирические методы (беседа, анкетирование) исследования. Научная новизна работы заключается в том, что в научной и практической области знания проблема влияния психологических механизмов на эффективность трудовой деятельности стала одним из центральных аспектов экономической эффективности. В этих условиях, наряду с профессиональными знаниями, умениями и мотивационно-ценностной направленностью на успешное исполнение работы, необходима ориентация не только в реальном процессе труда, но и в перспективах возможных перемен в организации и собственной профессиональной деятельности. Практическая значимость заключается в том, что проведенное исследование расширяет диапазон знаний о специфике психологического сопровождения как механизма, повышающего эффективность трудовой деятельности. Изучение взаимосвязи трудовой деятельности и психологических характеристик в процессе психологического сопровождения может способствовать более эффективному и целесообразному психологическому воздействию на личность работника. Разработанная программа психологического сопровождения работников организации может быть использована психологами психологических служб.
Психология и Психотехника. 2025;(3):224-237
pages 224-237 views

Система логических уровней как модель антропоцентрического эталона здоровья

Мустафаева М.А.

Аннотация

Предметом исследования является феномен здоровья как сложной, многомерной и иерархически организованной системы, включающей физические, психические, социальные и духовные компоненты. Объектом исследования выступают социокультурные эталоны здоровья, определяющие общественные и личностные представления о здоровье и болезни. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как античный, адаптационный и антропоцентрический подходы к пониманию здоровья. Особое внимание уделяется антропоцентрическому эталону, в рамках которого личность воспринимается как саморазвивающаяся система, способная к осознанию, самопознанию, духовному росту и внутренней интеграции. Исследование опирается на системно-структурный подход, который позволяет анализировать здоровье как динамический процесс, включающий взаимодействие различных уровней человеческого существа. В аннотации подчёркивается значимость внутреннего ядра личности как ключевого компонента, обеспечивающего целостность и устойчивость индивида. Методологической основой исследования является системно-структурный подход и модель логических уровней сознания Р. Дилтса, дополненная элементами структурной психосоматики, позволяющая проанализировать внутреннюю организацию личности сквозь призму ценностей, идентичности и духовного ядра. Научная новизна настоящего исследования заключается в интеграции модели логических уровней сознания в интерпретацию антропоцентрического эталона здоровья, что позволяет по-новому взглянуть на внутреннюю структуру личности как системы. Такой подход обеспечивает возможность глубинного анализа ценностно-смысловых основ человеческого существования и механизмов самоорганизации. В работе подчёркивается, что здоровье в антропоцентрическом контексте выступает как результат устойчивого взаимодействия между различными уровнями психической и духовной организации личности. В отличие от античного и адаптационного эталонов, предлагаемый подход акцентирует внимание на внутреннем ядре личности как источнике жизненной энергии, экзистенциального смысла и духовной устойчивости. Сделан вывод о том, что нарушение связи с ядром личности лежит в основе многих личностных и психосоматических кризисов. Восстановление этой связи способствует достижению психологической целостности, личностной зрелости, внутреннего равновесия и высокой стрессоустойчивости, что открывает новые перспективы как для теоретической психологии, так и для практической психотерапии.
Психология и Психотехника. 2025;(3):238-258
pages 238-258 views

Проблема педагогической компетентности в трудах А.П. Нечаева

Костригин А.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема педагогической компетентности в российской психологии. Выделяется направление анализа исторических истоков современных представлений о педагогической компетентности. Отмечается, что такие историко-научные исследования посвящаются преимущественно широко известным персоналиям, в то время как существуют ученые начала XX в., чьи представления о педагогической компетентности мало изучены. Проводится историко-психологический анализ психолого-педагогических взглядов А.П. Нечаева (1870–1948) на личность и деятельность педагога. Саму проблему педагогической компетентности ученый не изучал (так как она была разработана позже), однако в своих научных трудах А.П. Нечаев описывал требования к личностным и профессиональным качествам педагога, на основе которых можно реконструировать его представления о значимых видах компетентности. Основным методологическим принципом исследования выступило положение о возможности использования современных концепций для определения структуры научных представлений персоналий по определенной проблеме. В качестве современного подхода использовалась концепция компетентности В.Д. Шадрикова. Основными методами исследования являются проблемологический анализ и историко-психологическая реконструкция. Установлено, что в своих научных трудах А.П. Нечаев рассматривал все виды педагогической компетентности: к личностной в его взглядах относилась направленность педагога на изучение душевной жизни ребенка, мотивационной – индивидуализация обучения, организационной – подготовка учебных материалов на основе возрастных особенностей психического развития ребенка, информационной – овладение педагогом психологическими знаниями, программной – построение учебного процесса на основе экспериментально-психологических данных, целевой – стремление к формированию «нравственно-ценной» и целостной личности ученика. А.П. Нечаев придавал большое значение использованию психологии в педагогической деятельности. В заключении сделан вывод о том, что взгляды ученого были обусловлены интеллектуальным, социально-историческим и морально-нравственным контекстом того времени. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что среди истоков современных представлений о педагогической компетентности являются, в том числе, труды А.П. Нечаева, в которых отражена направленность педагога и его деятельности на внутренний мир учащихся, развитие их личности, учет возрастных особенностей их психического развития.
Психология и Психотехника. 2025;(3):259-269
pages 259-269 views

Особенности виктимной идентичности подростков с хроническими заболеваниями

Милехина И.Д., Трубицына Л.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей виктимной идентичности подростков с хроническими заболеваниями. В научной литературе встречается много исследований личностных особенностей у подростков с хроническими заболеваниями, однако обнаружена недостаточная разработанность проблемы особенности виктимной идентичности у подростков с разными хроническими заболеваниями. Целью данного исследования является исследование особенностей виктимной идентичности у подростков с хроническими заболеваниями. Приводятся результаты экспериментальной проверки выдвинутыми авторами гипотез о наличии различий по характеристикам виктимности между тремя группами подростков с хроническими кожными, хроническими урологическими заболеваниями и хроническими заболеваниями ЖКТ и наличии связи между показателями виктимности с тревожностью, и социальной ориентации и наличии разницы в данных связях между тремя группами. В работе использованы методики, разработанные Андронниковой О.О: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» Андронниковой О.О., тест жертвенной позиции личности Андронниковой О.О., тест виктимной идентичности Андронниковой О.О.; методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. В результате было обнаружено, что у подростков с кожными и урологическими заболеваниями достоверно выше степень проявления склонности к гиперсоциальному, жертвенному поведению, чем у подростков с заболеваниями ЖКТ, подростки с кожными заболеваниями достоверно чаще склонны попадать в угрожающие ситуации, имеют большую внутреннюю предрасположенность и готовность к виктимным ситуациям, имеют склонность к агрессивному импульсивному поведению больше, чем подростки с урологическими заболеваниями и заболеваниями ЖКТ. Подростки с урологическими и кожными заболеваниями достоверно чаще используют жертвенность как наказание себя, значимые различия обнаруживаются между группой подростков с заболеваниями ЖКТ и группой с кожными заболеваниями, подростки с заболеваниями ЖКТ достоверно ниже, чем другие группы, склонны к данному. Подростки с заболеваниями ЖКТ, кожными и урологическими заболеваниями различаются не только по показателям виктимности, но и по структуре связей между виктимностью и уровнем тревоги и социальной направленности, что указывает на важность сравнения не только по отдельным показателям, но и по структуре их связей.
Психология и Психотехника. 2025;(3):270-278
pages 270-278 views

Личностные аспекты реабилитации пациентов с расстройствами шизофренического спектра и коморбидной аддиктивной патологией в условиях психиатрической больницы специализированного типа

Ситникова Э.О., Султанова А.Н., Зинина А.И., Букин А.В., Шестакова Е.С.

Аннотация

Настоящее исследование посвящено определению возможностей психологической реабилитации в контексте личностной сферы пациентов с установленным расстройством шизофренического спектра (РШС) и коморбидной аддиктивной патологией в психиатрической больнице специализированного типа. Объектом исследования выступили лица, страдающие от РШС и коморбидной аддикции, в процессе психологической реабилитации в условиях психиатрической больницы специализированного типа. Предметом исследования выступили личностные особенности пациентов с РШС и коморбидной аддиктивной патологией. Гипотеза исследования состояла в том, что значимо измененные в процессе психологической реабилитации пациентов с РШС и коморбидной аддикцией параметры (негативные симптомы и когнитивные способности) будут ассоциироваться с личностными характеристиками пациентов, предопределяя возможность их коррекции при продолжительном многоаспектном и системном реабилитационном процессе. Были использованы следующие психодиагностические методики: «Монреальская когнитивная шкала», «Шкала краткой оценки негативных симптомов (BNSS)», «Способы совладающего поведения», «Индекс жизненного стиля», «Временная перспектива», «Мотивы употребления наркотиков». Математико-статистический анализ осуществлялся с помощью теста Уилкоксона для парных наблюдений и ранговой корреляции Спирмена. Новизна исследования заключается в определении тех личностных конструктов, на коррекцию которых можно рассчитывать в реабилитационном процессе указанного контингента пациентов при групповой работе с традиционными мишенями – негативными симптомами и когнитивными навыками. В процессе психологической реабилитации была обнаружена динамика по интегральному показателю негативных симптомов (р=0,01), притупленному аффекту (р=0,04), ангедонии (р=0,04), социальной отчужденности (р=0,03); а также в когнитивных навыках (р=0,03). Корреляционный анализ позволил установить предположительно скрытый реабилитационный потенциал в следующих направлениях: механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, мотивация употребления ПАВ и временная перспектива. Перспектива работы направлена на подтверждение выявленных взаимосвязей на практическом опыте в условиях продолжительной, систематической и многоаспектной психологической реабилитации. Эффективная психологическая коррекция личностных особенностей коморбидных пациентов предупредит вероятность регоспитализаций и повторных правонарушений.
Психология и Психотехника. 2025;(3):279-295
pages 279-295 views

Профессионализация личности врача: обзор исследований

Филатова Ю.С., Солодчук О.Н.

Аннотация

Статья посвящена изучению процесса профессионализации врача. Он рассматривается как многогранный динамический процесс, включающий формирование не только профессиональных компетенций, но и важных личностных качеств и социально-психологических навыков. Основное внимание уделяется интеграции клинических знаний, коммуникативных способностей врачей, а также ряду этико-психологических аспектов медицинской деятельности. Основной фокус исследования направлен на изучение взаимосвязи между формированием клинических компетенций, развитием коммуникативных навыков и становлением профессиональной идентичности медицинских специалистов. Особое внимание уделяется таким ключевым аспектам, как: этапы профессионального становления, психологические компоненты профессионализма и этико-деонтологические аспекты взаимодействия в системе "врач-пациент Авторы анализируют ключевые этапы профессионального становления врача, такие как адаптация к профессиональной среде, развитие эмпатии, стрессоустойчивости и рефлексивных навыков в процессе деятельности, а также влияние цифровых технологий и искусственного интеллекта на современную медицинскую практику. Исследование основано на системном анализе научных публикаций и теоретических подходов, включая субъектно-деятельностный и компетентностный. Авторы также опираются на данные эмпирических исследований в области медицинской психологии и профессионального образования. Научная новизна работы заключается в целостном рассмотрении профессионализации врача как процесса, объединяющего профессиональное и личностное развитие. Авторы подчеркивают, что современный медицинский профессионализм требует не только высокого уровня клинической подготовки, но и развитых коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и способности адаптироваться к изменениям в здравоохранении. Основные выводы исследования свидетельствуют о необходимости интеграции психологических компетенций в медицинское образование, включая развитие пациент-ориентированного подхода и профилактику профессионального выгорания. Особое значение придается формированию профессиональной идентичности, которая позволяет врачам эффективно взаимодействовать с пациентами и коллегами, сохраняя приверженность этическим принципам. Авторы делают акцент на том, что гармоничное сочетание технических навыков и гуманистических ценностей является ключевым условием повышения качества медицинской помощи и укрепления доверия пациентов.
Психология и Психотехника. 2025;(3):296-313
pages 296-313 views

Связь психологической безопасности и переживания террористической угрозы у студентов: межрегиональное исследование

Финогенова Т.А.

Аннотация

Актуальность исследования объясняется значительным ростом террористической активности в Российской Федерации. Современный терроризм, несущий в себе психотравмирующие последствия, все чаще приобретает опосредованный характер, действуя косвенно через информационное воздействие. Особое внимание в статье уделяется психологической безопасности как внутреннему ресурсу личности, который наряду с другими ресурсами обеспечивает ее устойчивость и защищенность, оказывает сопротивление негативному воздействию террористической угрозы. Одной из менее защищенных категорий, в силу личностной незрелости, является студенческая молодежь. Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между психологической безопасностью личности и переживанием террористической угрозы у студентов из разных регионов. Предметом исследования являются особенности взаимосвязи психологической безопасности личности и переживания террористической угрозы у студентов колледжей. Методы. Были применены методики диагностики переживания террористической угрозы, психологической безопасности личности, эмоциональной безопасности образовательной среды, качества межличностных отношений, витальности, жизнеспособности. Использовались математико-статистические методы: описательная статистика, корреляционный анализ r-Спирмена. Испытуемые. В исследовании участвовали студенты колледжей (349 человек), обучающиеся в разных регионах: белгородском, московском и других субъектах РФ. Результаты. Выявлено, что в регионе с высоким уровнем объективной террористической угрозы (белгородский), наименее подвержены переживанию угрозы теракта студенты, отличающиеся целеустремленностью, домашним благополучием, применяющие конструктивные способы совладания, с развитыми способностями адаптации и позитивными межличностными отношениями. В регионе с опосредованной террористической угрозой (московский), снижение интенсивности переживания наблюдается у студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости, способных быстро и эффективно адаптироваться к изменчивости среды, применять конструктивные стратегии, переживающих благополучие в творческой среде. В спокойных (других) регионах, с низким уровнем объективной террористической угрозы снижение уязвимости студенческой молодежи к данной угрозе связано с их целеустремленностью, экзаменационным благополучием конструктивными способами совладания со стрессом. Заключение. Установлено, что корреляционные связи между психологической безопасностью студентов и переживанием ими террористической угрозы различаются в зависимости от региона проживания и специфики влияния угрозы терроризма (реальной / опосредованной). Полученные результаты могут способствовать разработке программ, направленных на развитие личностной устойчивости и формирования психологической безопасности студентов, учитывая специфику влияния внешних угроз.
Психология и Психотехника. 2025;(3):314-331
pages 314-331 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».